1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Учебник 📕 Бархударов — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Бархударов
9 класс
Тип
Учебник
Автор
С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко
Год
2019-2023
Издательство
Просвещение
Описание

Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.

Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:

  1. Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
  2. Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
  3. Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
  4. Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
  5. Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.

В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 78 Бархударов — Подробные Ответы

Задача

78. Прочитайте текст. Составьте его план. Выпишите ключевые слова текста, а затем законспектируйте его. В конспект можно включить схемы. Подготовьте устное высказывание на тему «Всегда ли корни бывают свободными?». Продумайте вступление и заключительную часть вашего сообщения.

Связанные корни

Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает его основное значение. Сравним, например, слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер — маленький, а корень — сам предмет), бежать и при-бежать (приставка обозначает приближение, а корень — само действие).

Но так в языке бывает не всегда.

Возьмём глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В этих словах чётко осознаются приставки об- (вариант приставки о-) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что в современном русском языке он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней.

В словах телёнок, жеребёнок корни связаны суффиксом -онок/-ёнок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр — тигр-ёнок, волк — волч-онок).

Значение связанного корня обычно является неясным, ощущается слабо. Мы уже видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Приведём другие примеры: отнять — отнимать, поднять — поднимать, снять — снимать, принять — принимать. В этих словах значение приставок осознаётся чётко, а значение связанного корня (-ня- в глаголах совершенного вида, -ним- в глаголах несовершенного вида) едва улавливается. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое — неясно.

Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, активно употребляющимися в языке и имеющими в составе слова определённое значение:

во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (ср.: во-ткнуть, про-ткнуть),
до-бав-и-ть, от-бав-и-ть (ср.: до-лить, от-лить).

С точки зрения происхождения в русском языке выделяются две группы слов со связанными корнями:

1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Так, в древнерусском языке был глагол «яти» (брать), ушедший из языка; сохранились лишь его «потомки» — слова с приставками: отнять, поднять, снять (вставная н выступает в них как часть связанного корня).

2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли нечленимыми, но при сопоставлении с другими словами в них с течением времени стали вычленяться суффиксы и приставки: эгоизм, изолировать.

Краткий ответ:

План:

  1. Корень — главная часть слова.
  2. Связанные корни.
  3. Неясное значение связанных корней.
  4. Две группы слов со связанными корнями.

Связанные корни

Корень — это главная, обязательная часть слова, которая выражает его основное значение. Но так бывает не всегда.

Например, в глаголах обуть и разуть корень -у-. Его особенность в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными.

Значение связанного корня обычно является неясным. Видели это, имеющих связанный корень. Что означает корень -у- в глаголах обуть и разуть? Какое-то неясное действие.

Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, активно употребляющимися в языке и имеющими определённое значение.

С точки зрения происхождения в русском языке выделяются две группы слов со связанными корнями:

  1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Так, от глагола «яти» (брать) сохранились слова с приставками, например, отнять.
  2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли нечленимыми, но в них постепенно стали вычленяться суффиксы и приставки: эго-изм, эго-ист.
Подробный ответ:

1. План текста

  1. Что такое корень и его роль в слове.
  2. Примеры свободных корней и их отличие от приставок и суффиксов.
  3. Появление связанных корней на примере глаголов «обуть» и «разуть».
  4. Признаки и особенности связанных корней.
  5. Примеры связанных корней в разных словах.
  6. Условия выделения связанных корней.
  7. Классификация связанных корней по происхождению:
  • исконно русские слова,
  • заимствованные слова.

2. Ключевые слова текста

  • Корень
  • Свободный корень
  • Связанный корень
  • Приставка
  • Суффикс
  • Глаголы обуть, разуть
  • Значение корня
  • Выделение корней
  • Исконно русские слова
  • Заимствованные слова
  • Примеры: отнять, поднять, снять, эгоизм, изолировать

3. Конспект текста

Корень — главная часть слова, выражающая его основное значение. В словах с приставками и суффиксами корень сохраняет смысл предмета или действия (например, дом — домик, бежать — прибывать).

Свободные корни могут употребляться сами по себе, а связанные корни существуют только в сочетании с приставками или суффиксами и вне этих сочетаний не употребляются.

Пример связанных корней — глаголы «обуть» и «разуть»: корень -у- не употребляется без приставок об-, раз-. Значение таких корней часто неясно и слабо ощущается.

В некоторых словах связанный корень образует с суффиксом единое целое (телёнок, жеребёнок).

Выделение связанных корней возможно, если остальные части слова — приставки или суффиксы — имеют чёткое значение и употребляются в языке.

С точки зрения происхождения связанные корни бывают двух типов:

  1. Исконно русские слова, корень которых ранее был свободным (например, от глагола «яти» — брать — сохранились слова с приставками: отнять, поднять).
  2. Заимствованные слова, которые пришли в язык нечленимыми, но со временем в них выделились приставки и суффиксы (например, эгоизм, изолировать).

4. Схема

Свободный кореньСвязанный кореньПример словаЗначение приставки/суффикса
домдомиксуффикс -ик (уменьшение)
бежатьприбежатьприставка при- (приближение)
у (корень)связанобуть, разутьприставки об-, раз-
ня (корень)связанотнять, снятьприставки от-, с-

5. Устное высказывание на тему «Всегда ли корни бывают свободными?»

Вступление:
Корень — это основная часть слова, которая несёт его главное значение. Обычно мы думаем, что корень всегда свободен и может употребляться самостоятельно. Но так ли это на самом деле?

Основная часть:
В русском языке существуют не только свободные корни, но и связанные. Связанные корни не употребляются без приставок или суффиксов. Например, в словах «обуть» и «разуть» корень -у- нельзя встретить отдельно. Значение таких корней часто неясно и слабо выражено.

Связанные корни бывают двух типов: исконно русские, корни которых в прошлом были свободными, и заимствованные слова, которые пришли в язык целиком и только со временем получили приставки и суффиксы.

Таким образом, корни бывают и свободными, и связанными, и это зависит от истории слова и его морфологической структуры.

Заключение:
Подводя итог, можно сказать, что корни не всегда бывают свободными. Понимание этого помогает глубже разобраться в структуре слов и их значениях, а также в истории развития языка.


Русский язык

Общая оценка
4.7 / 5
Комментарии
Другие предметы