Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:
- Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
- Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
- Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
- Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
- Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.
В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 78 Бархударов — Подробные Ответы
78. Прочитайте текст. Составьте его план. Выпишите ключевые слова текста, а затем законспектируйте его. В конспект можно включить схемы. Подготовьте устное высказывание на тему «Всегда ли корни бывают свободными?». Продумайте вступление и заключительную часть вашего сообщения.
Связанные корни
Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает его основное значение. Сравним, например, слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер — маленький, а корень — сам предмет), бежать и при-бежать (приставка обозначает приближение, а корень — само действие).
Но так в языке бывает не всегда.
Возьмём глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В этих словах чётко осознаются приставки об- (вариант приставки о-) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что в современном русском языке он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней.
В словах телёнок, жеребёнок корни связаны суффиксом -онок/-ёнок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр — тигр-ёнок, волк — волч-онок).
Значение связанного корня обычно является неясным, ощущается слабо. Мы уже видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Приведём другие примеры: отнять — отнимать, поднять — поднимать, снять — снимать, принять — принимать. В этих словах значение приставок осознаётся чётко, а значение связанного корня (-ня- в глаголах совершенного вида, -ним- в глаголах несовершенного вида) едва улавливается. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое — неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, активно употребляющимися в языке и имеющими в составе слова определённое значение:
во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (ср.: во-ткнуть, про-ткнуть),
до-бав-и-ть, от-бав-и-ть (ср.: до-лить, от-лить).
С точки зрения происхождения в русском языке выделяются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Так, в древнерусском языке был глагол «яти» (брать), ушедший из языка; сохранились лишь его «потомки» — слова с приставками: отнять, поднять, снять (вставная н выступает в них как часть связанного корня).
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли нечленимыми, но при сопоставлении с другими словами в них с течением времени стали вычленяться суффиксы и приставки: эгоизм, изолировать.
План:
- Корень — главная часть слова.
- Связанные корни.
- Неясное значение связанных корней.
- Две группы слов со связанными корнями.
Связанные корни
Корень — это главная, обязательная часть слова, которая выражает его основное значение. Но так бывает не всегда.
Например, в глаголах обуть и разуть корень -у-. Его особенность в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными.
Значение связанного корня обычно является неясным. Видели это, имеющих связанный корень. Что означает корень -у- в глаголах обуть и разуть? Какое-то неясное действие.
Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, активно употребляющимися в языке и имеющими определённое значение.
С точки зрения происхождения в русском языке выделяются две группы слов со связанными корнями:
- Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Так, от глагола «яти» (брать) сохранились слова с приставками, например, отнять.
- Заимствованные слова, которые в русский язык пришли нечленимыми, но в них постепенно стали вычленяться суффиксы и приставки: эго-изм, эго-ист.
1. План текста
- Что такое корень и его роль в слове.
- Примеры свободных корней и их отличие от приставок и суффиксов.
- Появление связанных корней на примере глаголов «обуть» и «разуть».
- Признаки и особенности связанных корней.
- Примеры связанных корней в разных словах.
- Условия выделения связанных корней.
- Классификация связанных корней по происхождению:
- исконно русские слова,
- заимствованные слова.
2. Ключевые слова текста
- Корень
- Свободный корень
- Связанный корень
- Приставка
- Суффикс
- Глаголы обуть, разуть
- Значение корня
- Выделение корней
- Исконно русские слова
- Заимствованные слова
- Примеры: отнять, поднять, снять, эгоизм, изолировать
3. Конспект текста
Корень — главная часть слова, выражающая его основное значение. В словах с приставками и суффиксами корень сохраняет смысл предмета или действия (например, дом — домик, бежать — прибывать).
Свободные корни могут употребляться сами по себе, а связанные корни существуют только в сочетании с приставками или суффиксами и вне этих сочетаний не употребляются.
Пример связанных корней — глаголы «обуть» и «разуть»: корень -у- не употребляется без приставок об-, раз-. Значение таких корней часто неясно и слабо ощущается.
В некоторых словах связанный корень образует с суффиксом единое целое (телёнок, жеребёнок).
Выделение связанных корней возможно, если остальные части слова — приставки или суффиксы — имеют чёткое значение и употребляются в языке.
С точки зрения происхождения связанные корни бывают двух типов:
- Исконно русские слова, корень которых ранее был свободным (например, от глагола «яти» — брать — сохранились слова с приставками: отнять, поднять).
- Заимствованные слова, которые пришли в язык нечленимыми, но со временем в них выделились приставки и суффиксы (например, эгоизм, изолировать).
4. Схема
Свободный корень | Связанный корень | Пример слова | Значение приставки/суффикса |
---|---|---|---|
дом | — | домик | суффикс -ик (уменьшение) |
бежать | — | прибежать | приставка при- (приближение) |
у (корень) | связан | обуть, разуть | приставки об-, раз- |
ня (корень) | связан | отнять, снять | приставки от-, с- |
5. Устное высказывание на тему «Всегда ли корни бывают свободными?»
Вступление:
Корень — это основная часть слова, которая несёт его главное значение. Обычно мы думаем, что корень всегда свободен и может употребляться самостоятельно. Но так ли это на самом деле?
Основная часть:
В русском языке существуют не только свободные корни, но и связанные. Связанные корни не употребляются без приставок или суффиксов. Например, в словах «обуть» и «разуть» корень -у- нельзя встретить отдельно. Значение таких корней часто неясно и слабо выражено.
Связанные корни бывают двух типов: исконно русские, корни которых в прошлом были свободными, и заимствованные слова, которые пришли в язык целиком и только со временем получили приставки и суффиксы.
Таким образом, корни бывают и свободными, и связанными, и это зависит от истории слова и его морфологической структуры.
Заключение:
Подводя итог, можно сказать, что корни не всегда бывают свободными. Понимание этого помогает глубже разобраться в структуре слов и их значениях, а также в истории развития языка.
Русский язык