Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:
- Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
- Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
- Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
- Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
- Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.
В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 54 Бархударов — Подробные Ответы
54. Прочитайте текст. Как его можно озаглавить? Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст. Какое настроение создаёт автор? С помощью каких речевых средств выражены его чувства? Обратитесь к тексту и поясните своё суждение. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя необходимые знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, укажите их вид. Какую роль играют односоставные предложения в этом тексте?
Вспом..нае(т, ться) мне ра(н, нн)яя погожая осень. <…>
Воздух так чист точно его совсем нет. <…> В поредевш..м саду далеко видна дорога к большому шалашу усыпа(н, нн)ая соломой. <…> Около шалаша вечером грее(т, ться) самовар и по саду между деревьями ра(с, сс)тилае(т, ться) дли(н, нн)ой полосой голубоватый дым. <…>
Надышавшись на гумне ржа(н, нн)ым ароматом новой соломы и мякины бодро идёшь домой к ужину. <…>
Темнеет. В саду костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых суч(?)ев. Пылает б..гровое пламя окруж..(н, нн)ое мраком и чьи(то) чёрные точно выреза(н, нн)ые из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра меж тем как гиган(?)ские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляж..т чёрная рука в несколько аршин то нарисуются две ноги. И вдруг всё это скользнёт с яблони — и тень упадёт по всей алле..
Поз(?)ней ночью шурша по сухой листве как слепой доберёш(?)ся до шалаша. Там на полянке немного светлее а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядиш(?) в (тёмно)синюю глубину неба переполне(н, нн)ого созвездиями. <…>
Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!
(И. Бунин. «Антоновские яблоки»)
Заголовок: Ранняя осень.
Стиль: художественный.
Автор создаёт светлое, радостное настроение, ему нравится осень, и он делится этим чувством с читателем. Речевые средства, используемые автором: эпитеты (например, голубоватый дым), сравнения (например, как слепой), гиперболы (например, рука в несколько аршин).
Вспоминается (поминки; что делает?) мне ранняя погожая осень (односост. безличное). Воздух так чист, точно его совсем нет (односост. безличное). В поредевшем (каком?) саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная (полное страд. причастие, образованное от глагола сов. вида) соломой. Около шалаша вечером греется (что делает?) самовар, и по саду, между деревьями, расстилается (сс на стыке приставки и корня; что делает?) длинной полосой голубоватый дым.
Надышавшись на гумне ржаным (отымённое прил., -ан-) ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину (односост. опр.-личное).
Темнеет (односост. безличное). В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев (разделительный ь) (односост. безличное). Пылает багровое (словарное слово) пламя, окружённое (полное страд. причастие, образованное от глагола сов. вида) мраком, и чьи-то (мест., -то) чёрные, точно вырезанные (полное страд. причастие с приставкой) из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские (гигант) тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет (глагол I спр.) чёрная рука в несколько аршин, то нарисуются две ноги. И вдруг всё это соскользнёт с яблони — и тень упадёт по всей аллее (сущ. 1 скл. Д. п.).
Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься (глагол 2 л. ед. ч.) до шалаша (односост. опр.-личное). Там на поляне немного светлее (односост. безличное), а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь (глагол 2 л. ед. ч.) в тёмно-синюю (оттенок цвета) глубину неба, переполненного (полное страд. причастие, образованное от глагола сов. вида) созвездиями (односост. опр.-личное).
Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете (односост. безличное)!
(И. Бунин)
Определённо-личные предложения придают речи лаконизм, динамичность, как бы вовлекают читателя в повествование. Безличные предложения выражают эмоциональные восприятия и переживания, а также состояние природы.
Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша⁵.
(Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце предложения как знак завершения ставится точка. Предложение осложнено деепричастием с зависимыми словами и сравнительным оборот, которые выделяются запятыми. Точка является разделительным знаком, т.к. отделяет это предложение от других в тексте. Это одиночный знак. Запятые являются выделительными знаками, т.к. служат для выделения обособленных членов предложения. Это парные знаки).
1. Заголовок текста
Текст можно озаглавить как «Ранняя осень» или оставить оригинальное название — «Антоновские яблоки». Обе темы отражают атмосферу и содержание текста.
2. Функциональная разновидность языка
Текст относится к художественной (литературной) речи. В нём описывается природа, создаётся образный, эмоциональный мир, используется богатый набор художественных средств.
3. Настроение, которое создаёт автор
Автор создаёт спокойное, светлое, тёплое, немного ностальгическое настроение. Текст наполнен любовью к природе, восхищением её красотой и умиротворением.
4. Речевые средства, выражающие чувства автора
- Эпитеты: «погожая осень», «голубоватый дым», «ржаным ароматом», «багровое пламя», «тёмно-синюю глубину неба» — создают яркие образы и передают настроение.
- Сравнения: «как слепой» — усиливают выразительность.
- Гипербола: «рука в несколько аршин» — подчёркивает величие теней.
- Односоставные предложения: создают динамичность и эмоциональную насыщенность.
- Обособленные члены предложения: добавляют подробности и живость описания.
5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания
Вспоминается (поминки; что делает?) мне ранняя погожая осень (односост. безличное). Воздух так чист, точно его совсем нет (односост. безличное). В поредевшем (каком?) саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная (полное страд. причастие, образованное от глагола сов. вида) соломой. Около шалаша вечером греется (что делает?) самовар, и по саду, между деревьями, расстилается (сс на стыке приставки и корня; что делает?) длинной полосой голубоватый дым.
Надышавшись на гумне ржаным (отымённое прил., -ан-) ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину (односост. опр.-личное).
Темнеет (односост. безличное). В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев (разделительный ь) (односост. безличное). Пылает багровое (словарное слово) пламя, окружённое (полное страд. причастие, образованное от глагола сов. вида) мраком, и чьи-то (мест., -то) чёрные, точно вырезанные (полное страд. причастие с приставкой) из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские (гигант) тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет (глагол I спр.) чёрная рука в несколько аршин, то нарисуются две ноги. И вдруг всё это соскользнёт с яблони — и тень упадёт по всей аллее (сущ. 1 скл. Д. п.).
Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься (глагол 2 л. ед. ч.) до шалаша (односост. опр.-личное). Там на поляне немного светлее (односост. безличное), а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь (глагол 2 л. ед. ч.) в тёмно-синюю (оттенок цвета) глубину неба, переполненного (полное страд. причастие, образованное от глагола сов. вида) созвездиями (односост. опр.-личное).
Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете (односост. безличное)!
(И. Бунин)
6. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, укажите их вид
Односоставные предложения — это предложения с одной грамматической основой, где подлежащее или сказуемое выражены одним словом.
В тексте встречаются:
- Определённо-личные предложения (сказуемое выражено глаголом в личной форме, подлежащее подразумевается):
- Вспоминается (мне)
- Греется (самовар)
- Идёшь (домой)
- Доберёшься (до шалаша)
- Глядишь (в глубину неба)
- Безличные предложения (сказуемое выражено глаголом в безличной форме, подлежащее отсутствует):
- Темнеет
- Тянет (дымом)
- Белеет (Млечный Путь)
- Пылает (пламя)
7. Роль односоставных предложений в тексте
Односоставные предложения придают тексту:
- Лаконичность и динамичность — повествование становится живым, динамичным, вовлекает читателя.
- Эмоциональность и выразительность — безличные предложения передают состояние природы, атмосферу, а определённо-личные — внутренние переживания и действия.
- Создают ощущение непосредственности и присутствия — читатель словно оказывается внутри описываемой сцены.
Русский язык