Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 519 Бархударов — Подробные Ответы
519. Для выделения каких синтаксических конструкций употребляются скобки? Спишите, соблюдая правила правописания.
1) Птица как говорят охотники шла валом и в беспорядке². (И. Тургенев) 2) Мне я вам это прямо скажу нян(?)читься с вами то(же) (не)когда. (А. Гайдар) 3) Он³ [Троекуров] велел запрячь беговые дрожки оделся потеплее это было уже в конце сентября и сам правя поехал со двора. (А. Пушкин) 4) Местность сам видишь¹ безлюдная. (К. Паустовский) 5) Вася перевозил художника на челне на другой берег озера менял ему воду для красок художник рисовал акварельными красками подавал из коробки свинц..вые тюбики. (А. Гайдар) 6) От сильного движения Ермолая он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край лодки наше ветхое судно наклонилось зачерпнулось и торжественно пошло ко дну к счастью не на глубоком месте. (И. Тургенев) 7) В зимовье не было печки кто(то) когда(то) прибрал не поленился тащить к воде и наверное к лучшему.⁴ (В. Распутин)
- Птица, как говорят охотники, шла валом и в беспорядке. (И. Тургенев)
- Мне (я вам это прямо скажу) нянчиться с вами тоже некогда. (А. Гайдар)
- Он [Троекуров] велел запрячь беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, поехал со двора. (А. Пушкин)
- Местность, сам видиш, безлюдная. (К. Паустовский)
- Вася перевозил художника на челне на другой берег озера, менял ему воду для красок (художник рисовал акварельными красками), подавал из коробки свинцовые тюбики. (А. Гайдар)
- От сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край лодки) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. (И. Тургенев)
- В зимовье не было печки (кто-то когда-то прибрал, не поленился тащить к воде), и, наверное, к лучшему. (В. Распутин)
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.
Вставленными в предложение могут быть:
- Слова или предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые для пояснения всей мысли в целом или её части.
- Слова и предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые в качестве добавочного замечания, в том числе и выражающие вопросы или восклицание.
- Слова и предложения, хотя и связанные синтаксически с данным предложением, но приводимые в качестве добавочного, второстепенного замечания.
Фонетический разбор
Видишь — [в’ид’иш]
в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;
и — [и] — гласный, ударный;
д — [д’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;
и — [и] — гласный, безударный;
ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый непарный, шипящий;
ь — не обозначает звука
6 букв, 5 звуков, 2 слога.
Морфемный и словообразовательный разбор
(В) беспорядке – бес- приставка,
-поряд- корень,
-к- суффикс,
-е окончание.
беспорядк – основа.
Беспорядок → порядок – приставочный способ.
Морфологический разбор
- Он – местоимение.
- Морфологические признаки
Начальная форма: он;
Постоянные признаки: разряд личное, 3-е лицо;
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число, мужской род. - Синтаксическая роль – подлежащее.
Синтаксический разбор предложения
В зимовье не было печки (кто-то когда-то прибрал, не поленился тащить к воде), и, наверное, к лучшему.
- Птица, как говорят охотники, шла валом и в беспорядке. (И. Тургенев)
- Мне (я вам это прямо скажу) нянчиться с вами тоже некогда. (А. Гайдар)
- Он [Троекуров] велел запрячь беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, поехал со двора. (А. Пушкин)
- Местность, сам видиш, безлюдная. (К. Паустовский)
- Вася перевозил художника на челне на другой берег озера, менял ему воду для красок (художник рисовал акварельными красками), подавал из коробки свинцовые тюбики. (А. Гайдар)
- От сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край лодки) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. (И. Тургенев)
- В зимовье не было печки (кто-то когда-то прибрал, не поленился тащить к воде), и, наверное, к лучшему. (В. Распутин)
Для выделения каких синтаксических конструкций употребляются скобки?
Скобки используются для выделения слов и предложений, которые вставляются в основное предложение с целью:
- пояснения или дополнения высказываемой мысли;
- внесения каких-либо добавочных замечаний.
Какие конструкции могут заключаться в скобки?
- Слова или предложения, синтаксически не связанные с основным предложением, но поясняющие общую мысль или её часть.
Пример:
Мне (я вам это прямо скажу) нянчиться с вами тоже некогда.
Здесь вставка «я вам это прямо скажу» поясняет отношение говорящего к высказыванию, но грамматически не связана с основным предложением. - Слова или предложения, синтаксически не связанные с основным предложением и являющиеся добавочным замечанием, иногда выражающие вопрос или восклицание.
Пример:
В зимовье не было печки (кто-то когда-то прибрал, не поленился тащить к воде), и, наверное, к лучшему.
Вставка — это дополнительное замечание, которое не влияет на грамматическую структуру основного предложения. - Слова или предложения, которые связаны синтаксически с основным предложением, но служат для выражения второстепенного, добавочного замечания.
Пример:
От сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край лодки) наше ветхое судно наклонилось.
Вставка связана с подлежащим «Ермолая» и уточняет, что именно он делал, но это дополнительная информация, которую можно убрать без потери основной мысли.
Итог
Скобки помогают:
- Вводить пояснительные или уточняющие конструкции, не нарушая основного синтаксиса предложения.
- Вносить дополнительные сведения, которые не обязательны для понимания основного содержания, но обогащают текст.
- Выделять вставные конструкции, которые могут быть как грамматически независимыми, так и связанными с предложением.
1. Фонетический разбор слова «видишь»
Слово: видишь
Произношение: [в’ид’иш]
- в — звук [в’]
- согласный
- звонкий (озвучивается голосом)
- парный по звонкости (есть глухой парный звук — [ф])
- мягкий (палатализованный)
- и — звук [и]
- гласный
- ударный (на него падает ударение)
- д — звук [д’]
- согласный
- звонкий парный
- мягкий
- и — звук [и]
- гласный
- безударный
- ш — звук [ш]
- согласный
- глухой (без голоса)
- парный по звонкости (парный звонкий — [ж])
- твёрдый (не мягкий)
- непарный по твердости/мягкости (нет мягкого парного)
- шипящий
- ь — мягкий знак
- не обозначает звук, а смягчает предыдущий согласный
Итого:
- 6 букв
- 5 звуков (мягкий знак не даёт звука)
- 2 слога (ви-дишь)
2. Морфемный и словообразовательный разбор слова «беспорядке»
Слово: беспорядке
- бес- — приставка (указывает на отрицание, отсутствие порядка)
- поряд — корень (основное значение слова)
- к — суффикс (обозначает качество, состояние)
- е — окончание (падежное окончание, здесь предложный падеж)
Основа слова: беспорядк (корень + приставка + суффикс)
Образование слова: приставочный способ — к слову «порядок» добавлена приставка «бес-» для образования слова с противоположным значением.
3. Морфологический разбор местоимения «он»
- Часть речи: местоимение
- Начальная форма: он
- Постоянные признаки:
- разряд: личное местоимение
- лицо: 3-е лицо
- Непостоянные признаки:
- падеж: именительный
- число: единственное
- род: мужской
- Синтаксическая роль в предложении: подлежащее (тот, кто выполняет действие)
4. Синтаксический разбор предложения
Предложение:
В зимовье не было печки (кто-то когда-то прибрал, не поленился тащить к воде), и, наверное, к лучшему.
- Главная часть: «В зимовье не было печки»
- «В зимовье» — обстоятельство места (где?)
- «не было» — составное глагольное сказуемое (отрицание + прошедшая форма глагола «быть»)
- «печки» — подлежащее в родительном падеже (здесь используется родительный падеж с глаголом «не было» для обозначения отсутствия предмета)
- Вставная конструкция в скобках: «кто-то когда-то прибрал, не поленился тащить к воде»
- поясняет причину отсутствия печки
- содержит два простых предложения, соединённых союзом
- грамматически не связана с основным предложением, выделена скобками
- Далее: «и, наверное, к лучшему»
- присоединительная часть, выражающая оценку ситуации (возможно, отсутствие печки — к лучшему)
- «наверное» — вводное слово, выражающее неуверенность.