Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 490 Бархударов — Подробные Ответы
490. I. Прочитайте отрывок из стихотворения выразительно. Найдите обращение. Какова его роль в тексте? Спишите, соблюдая правила правописания.
Качаясь на волнах эфира
Минуя горы и моря,
Лети, лети голубкой мира,
О песня звонкая моя!
И расскажи тому, кто слышит,
Как близок долгожданный век,
Чем нынче и живёт и дышит
В твоей отчизне человек.
(А. Ахматова. «Песня мира»)
II. Рассмотрите данные ниже схемы и расскажите об обращении и знаках препинания при нём. Приведите примеры.
[O, …]. […, O, …]. […, O]. [O! …]!
1. Качаясь на волнах эфира, (запятая после деепричастного оборота)
Минуя горы и моря, (запятая после деепричастного оборота)
Лети, (повторяющиеся однородные сказуемые) лети голубкой мира, (запятая перед обращением)
О песня звонкая моя! — распространённое обращение.
И расскажи тому, (запятая пред придаточным изъяснительным) кто слышит, (запятая между придаточными)
Как близок долгожданный век, (запятая между однородными придаточными)
Чем нынче и живёт, (запятая между однородными сказуемыми) и дышит в твоей отчизне человек.
Данное стихотворение посвящено «песне звонкой», поэтому автор использует распространённое обращение: «О песня звонкая моя!»
2. [O, …]. […, O, …]. […, O]. [O! …]!
1. Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством. Предложение после восклицательного знака обычно начинают писать с большой буквы. Например:
- Серебристая дорога, ты зовёшь меня куда? (С. Есенин).
- Звёздочки ясные! Звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? (С. Есенин).
2. Если обращение стоит внутри предложения, оно выделяется с двух сторон запятыми, например:
Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся! (М. Лермонтов).
3. Если обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него — тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Например:
- Ну, садитесь за стол, друзья (В. Шукшин).
- Разве куда едете, драгоценный мой? (А. Чехов).
- Как, недогадлива ты, няня! (А. Пушкин).
- Свинья ты, братец… (М. Горький).
1. Запятая после деепричастного оборота
Пример:
Качаясь на волнах эфира, (запятая после деепричастного оборота)
Минуя горы и моря, (запятая после деепричастного оборота)
Пояснение:
Деепричастный оборот — это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном. В русском языке деепричастный оборот всегда отделяется запятой от остальной части предложения. Это помогает правильно выделить дополнительное действие и избежать смысловой путаницы.
2. Повторяющиеся однородные сказуемые
Пример:
Лети, лети голубкой мира, (запятая перед обращением)
Пояснение:
Если в предложении есть повторяющиеся однородные сказуемые (два и более глагола, относящихся к одному подлежащему), между ними ставится запятая. В данном случае «лети» повторяется для усиления эмоционального эффекта.
3. Обращение и его выделение
Пример:
О песня звонкая моя! — распространённое обращение.
И расскажи тому, кто слышит, (запятая пред придаточным изъяснительным)
Пояснение:
Обращение — это слово или словосочетание, которым говорящий обращается к кому-то или чему-то. Обращения выделяются запятыми или восклицательными знаками, чтобы показать, что это отдельный элемент речи.
- Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком.
- Если обращение внутри предложения — выделяется с двух сторон запятыми.
- Если обращение в конце — перед ним ставится запятая, после — знак, который соответствует смыслу всего предложения (точка, вопросительный или восклицательный знак).
4. Запятые между придаточными предложениями
Пример:
Как близок долгожданный век, (запятая между однородными придаточными)
Пояснение:
В сложноподчинённых предложениях, где несколько придаточных относятся к одному главному, между однородными придаточными ставятся запятые. Это помогает четко разделять части сложного предложения и облегчает понимание структуры.
5. Запятая между однородными сказуемыми
Пример:
Чем нынче и живёт, и дышит
Пояснение:
Если в предложении есть однородные сказуемые, соединённые союзом «и», запятая между ними обычно не ставится. Но если однородных сказуемых больше двух или есть повторяющийся союз, запятая может ставиться для ясности. В данном случае запятая стоит для интонационного выделения.
Правильное использование запятых и знаков препинания при деепричастных оборотах, обращениях, однородных членах предложения и сложноподчинённых конструкциях помогает сделать речь ясной, выразительной и грамматически правильной.
Данное стихотворение посвящено «песне звонкой», поэтому автор использует распространённое обращение: «О песня звонкая моя!»
[O, …]. […, O, …]. […, O]. [O! …]!
1. Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством. Предложение после восклицательного знака обычно начинают писать с большой буквы. Например:
- Серебристая дорога, ты зовёшь меня куда? (С. Есенин).
- Звёздочки ясные! Звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? (С. Есенин).
2. Если обращение стоит внутри предложения, оно выделяется с двух сторон запятыми, например:
Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся! (М. Лермонтов).
3. Если обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него — тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Например:
- Ну, садитесь за стол, друзья (В. Шукшин).
- Разве куда едете, драгоценный мой? (А. Чехов).
- Как, недогадлива ты, няня! (А. Пушкин).
- Свинья ты, братец… (М. Горький).