Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 377 Бархударов — Подробные Ответы
377. Вспомните определения следующих литературоведческих понятий: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение. В случае затруднений обратитесь к словарям, энциклопедиям. Назовите, какие изобразительно-выразительные средства русского языка использованы авторами поэтических текстов. Аргументируйте своё мнение. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.
1) В саду г..рит к..стёр р..бины красной. (С. Есенин) 2) В сто сорок со(?)нц закат пылал в июль к..тилось лето. (В. Маяковский) 3) Как дерево р..няет тихо листья так я р..няю грус(?)ные слова. (С. Есенин) 4) Полноч(?) в моё городское окно входит с ночными д..рами (А. Твардовский). 5) Луна хохотала как клоун. (С. Есенин) 6) От вёсел к берегу кудрявый след б..жал (А. Фет). 7) Отг..ворила роща з..лотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин).
Метафора — это приём, при котором одно слово или выражение используется вместо другого с целью передать сходство или ассоциации между ними, не прибегая к прямому сравнению (скрытое сравнение).
Эпитет — образное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение. Чаще всего это красочные определения, выраженные прилагательными.
Сравнение — художественное средство выразительности, построенное на сопоставлении предметов, явлений, понятий. Сравнение чаще всего образуется с помощью оборотов с союзами как, как будто, будто, словно, точно, что.
Гипербола — это стилистическая фигура или художественный приём, который заключается в намеренном преувеличении.
Олицетворение — это средство художественной выразительности, перенос человеческих качеств на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия.
- В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)
(Метафора: автор сравнивает ярко красный цвет ягод рябины с костром.) - В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето. (В. Маяковский)
(В сто сорок солнц — гипербола: преувеличение, отражающее силу летней жары. Закат пылал — метафора: сравнение цвета закатного неба с огнём. В июль катилось лето — метафора: сравнение июля с колесом.) - Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
(Сравнение: сопоставление явления природы и внутреннего состояния героя. Олицетворение: дерево, как живое, роняет листья. Метафора: я роняю слова, выражение использовано в переносном смысле. Эпитет: грустные слова — это образное определение.) - Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)
(Олицетворение: полночь входит, автор переносит свойство одушевлённого предмета — умение ходить — на неодушевлённый. С ночными дарами — метафора, выражение имеет переносное значение.) - Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин)
(Луна хохотала — олицетворение: перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. Сравнение яркой полной луны с хохочущим клоуном. Сравнение: луна сравнивается с клоуном.) - От вёсел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет)
(След бежал — олицетворение: перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. Кудрявый след — эпитет: это образное определение.) - Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С. Есенин)
(Олицетворение: отговорила роща, перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. Роща золотая; берёзовым, весёлым языком — эпитеты: это образные определения.)
1. Метафора
Определение:
Метафора — это приём, при котором одно слово или выражение используется вместо другого, чтобы передать сходство или ассоциацию между ними, но без прямого сравнения (то есть без слов «как», «будто» и т.п.). Это скрытое сравнение, когда свойства одного предмета или явления переносятся на другой.
Пример:
«В саду горит костёр рябины красной.» — ягоды рябины сравниваются с костром по цвету и яркости, но слово «как» не используется.
Зачем нужна:
Метафора помогает создать яркий, выразительный образ, который вызывает у читателя эмоциональный отклик и усиливает впечатление.
2. Эпитет
Определение:
Эпитет — это образное определение, чаще всего выраженное прилагательным, которое подчёркивает характерное свойство предмета, явления или понятия. В основе эпитета лежит скрытое сравнение, когда слово-определение вызывает определённые ассоциации.
Пример:
«Золотая роща», «грустные слова», «кудрявый след».
Здесь «золотая», «грустные», «кудрявый» — эпитеты, которые делают описание более образным и эмоциональным.
Зачем нужен:
Эпитеты делают речь более выразительной, помогают читателю лучше представить и почувствовать описываемое.
3. Сравнение
Определение:
Сравнение — это художественное средство, основанное на сопоставлении двух предметов, явлений или понятий с целью подчеркнуть их сходство. Обычно в сравнении используются слова-союзы: как, словно, будто, точно, что и др.
Пример:
«Луна хохотала, как клоун.» — луна сравнивается с клоуном с помощью союза «как».
Зачем нужно:
Сравнение помогает сделать описание более наглядным и понятным, раскрывает новые стороны предмета через знакомые образы.
4. Гипербола
Определение:
Гипербола — это стилистическая фигура, основанная на намеренном преувеличении какого-либо признака, качества или действия.
Пример:
«В сто сорок солнц закат пылал.» — невозможно, чтобы было столько солнц, это сильное преувеличение для усиления образа яркого, пылающего заката.
Зачем нужна:
Гипербола усиливает эмоциональное воздействие, подчёркивает важность или красоту явления, помогает выразить сильные чувства.
5. Олицетворение
Определение:
Олицетворение — это перенос человеческих качеств, действий или чувств на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия.
Пример:
«Полночь входит в окно», «Роща отговорила берёзовым языком», «Луна хохотала».
Зачем нужно:
Олицетворение оживляет описание, делает природу или предметы более близкими и понятными человеку, придаёт им эмоциональную окраску.
Исправленные предложения с пропущенными буквами и знаками препинания
- В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)
- В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето. (В. Маяковский)
- Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
- Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)
- Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин)
- От вёсел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет)
- Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С. Есенин)
Пояснение:
1) В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)
- Метафора: здесь ярко-красные ягоды рябины сравниваются с костром, который горит в саду. Это не прямое сравнение с помощью слов «как», «будто», а перенос признаков огня (яркость, пламя) на ягоды. Метафора помогает передать насыщенный, огненный цвет рябины, создаёт живой, выразительный образ.
2) В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето. (В. Маяковский)
- Гипербола: выражение «в сто сорок солнц» — это сильное преувеличение, подчёркивающее необычайную жару и яркость заката. В реальности не может быть так много солнц, поэтому автор этим приёмом усиливает эмоциональное впечатление от летнего пылающего неба.
- Метафора: «закат пылал» — здесь закат сравнивается с огнём, что помогает представить его как яркое, горящее явление природы.
- Метафора (персонификация): «в июль катилось лето» — лето представлено как движущийся объект (колесо или повозка), что оживляет образ времени года, создаёт ощущение движения, смены сезонов.
3) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
- Сравнение: здесь происходит прямое сопоставление с помощью слова «как» — процесс опадания листьев у дерева и процесс «роняния» слов у человека. Это помогает показать внутреннее состояние героя, его печаль и грусть.
- Олицетворение: дерево наделяется способностью «ронять» листья, то есть действует как живое существо, что делает образ более живым и эмоциональным.
- Метафора: «я роняю слова» — слова представлены как нечто материальное, что можно «ронять», что подчёркивает тяжесть и эмоциональную окраску высказывания.
- Эпитет: «грустные слова» — образное определение, которое усиливает настроение печали и тоски.
4) Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)
- Олицетворение: время суток — полночь — наделяется человеческим действием «входит», что оживляет образ ночи и создаёт атмосферу таинственности.
- Метафора: «с ночными дарами» — ночь представлена как дарительница чего-то особенного, возможно, тишины, снов, тёмных образов. Это переносит реальное явление на уровень символики и поэтического образа.
5) Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин)
- Олицетворение: луне приписывается человеческое действие — «хохотала». Это оживляет природное явление, делает образ более выразительным и эмоционально насыщенным.
- Сравнение: с помощью слова «как» луна сравнивается с клоуном, что добавляет образу игривость, яркость, возможно, ироничность.
6) От вёсел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет)
- Олицетворение: следу, который в реальности является неодушевлённым и неподвижным, приписывается способность «бежать» — движение, характерное для живых существ. Это создаёт динамичный и живой образ.
- Эпитет: «кудрявый след» — образное определение, подчёркивающее форму и внешний вид следа, делает его более выразительным и конкретным.
7) Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С. Есенин)
- Олицетворение: роща наделяется способностью «отговорить» — говорить, что является человеческим действием. Это оживляет природу, придаёт ей активную роль в поэтическом пространстве.
- Эпитеты:
- «золотая роща» — подчёркивает цвет и красоту осенней природы, создаёт яркий визуальный образ.
- «берёзовым, весёлым языком» — образное определение, которое представляет звуки или шелест листьев как «язык» — средство общения, причём весёлое, живое.