1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Бархударов 9 Класс по Русскому языку Учебник 📕 Крючков — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Бархударов
9 класс
Тип
Учебник
Автор
С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко
Год
2019-2023
Издательство
Просвещение
Описание

Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 377 Бархударов — Подробные Ответы

Задача

377. Вспомните определения следующих литературоведческих понятий: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение. В случае затруднений обратитесь к словарям, энциклопедиям. Назовите, какие изобразительно-выразительные средства русского языка использованы авторами поэтических текстов. Аргументируйте своё мнение. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.

1) В саду г..рит к..стёр р..бины красной. (С. Есенин) 2) В сто сорок со(?)нц закат пылал в июль к..тилось лето. (В. Маяковский) 3) Как дерево р..няет тихо листья так я р..няю грус(?)ные слова. (С. Есенин) 4) Полноч(?) в моё городское окно входит с ночными д..рами (А. Твардовский). 5) Луна хохотала как клоун. (С. Есенин) 6) От вёсел к берегу кудрявый след б..жал (А. Фет). 7) Отг..ворила роща з..лотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин).

Краткий ответ:

Метафора — это приём, при котором одно слово или выражение используется вместо другого с целью передать сходство или ассоциации между ними, не прибегая к прямому сравнению (скрытое сравнение).

Эпитет — образное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение. Чаще всего это красочные определения, выраженные прилагательными.

Сравнение — художественное средство выразительности, построенное на сопоставлении предметов, явлений, понятий. Сравнение чаще всего образуется с помощью оборотов с союзами как, как будто, будто, словно, точно, что.

Гипербола — это стилистическая фигура или художественный приём, который заключается в намеренном преувеличении.

Олицетворение — это средство художественной выразительности, перенос человеческих качеств на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия.

  1. В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)
    (Метафора: автор сравнивает ярко красный цвет ягод рябины с костром.)
  2. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето. (В. Маяковский)
    (В сто сорок солнц — гипербола: преувеличение, отражающее силу летней жары. Закат пылал — метафора: сравнение цвета закатного неба с огнём. В июль катилось лето — метафора: сравнение июля с колесом.)
  3. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
    (Сравнение: сопоставление явления природы и внутреннего состояния героя. Олицетворение: дерево, как живое, роняет листья. Метафора: я роняю слова, выражение использовано в переносном смысле. Эпитет: грустные слова — это образное определение.)
  4. Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)
    (Олицетворение: полночь входит, автор переносит свойство одушевлённого предмета — умение ходить — на неодушевлённый. С ночными дарами — метафора, выражение имеет переносное значение.)
  5. Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин)
    (Луна хохотала — олицетворение: перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. Сравнение яркой полной луны с хохочущим клоуном. Сравнение: луна сравнивается с клоуном.)
  6. От вёсел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет)
    (След бежал — олицетворение: перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. Кудрявый след — эпитет: это образное определение.)
  7. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С. Есенин)
    (Олицетворение: отговорила роща, перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. Роща золотая; берёзовым, весёлым языком — эпитеты: это образные определения.)
Подробный ответ:

1. Метафора

Определение:
Метафора — это приём, при котором одно слово или выражение используется вместо другого, чтобы передать сходство или ассоциацию между ними, но без прямого сравнения (то есть без слов «как», «будто» и т.п.). Это скрытое сравнение, когда свойства одного предмета или явления переносятся на другой.

Пример:
«В саду горит костёр рябины красной.» — ягоды рябины сравниваются с костром по цвету и яркости, но слово «как» не используется.

Зачем нужна:
Метафора помогает создать яркий, выразительный образ, который вызывает у читателя эмоциональный отклик и усиливает впечатление.

2. Эпитет

Определение:
Эпитет — это образное определение, чаще всего выраженное прилагательным, которое подчёркивает характерное свойство предмета, явления или понятия. В основе эпитета лежит скрытое сравнение, когда слово-определение вызывает определённые ассоциации.

Пример:
«Золотая роща», «грустные слова», «кудрявый след».
Здесь «золотая», «грустные», «кудрявый» — эпитеты, которые делают описание более образным и эмоциональным.

Зачем нужен:
Эпитеты делают речь более выразительной, помогают читателю лучше представить и почувствовать описываемое.

3. Сравнение

Определение:
Сравнение — это художественное средство, основанное на сопоставлении двух предметов, явлений или понятий с целью подчеркнуть их сходство. Обычно в сравнении используются слова-союзы: как, словно, будто, точно, что и др.

Пример:
«Луна хохотала, как клоун.» — луна сравнивается с клоуном с помощью союза «как».

Зачем нужно:
Сравнение помогает сделать описание более наглядным и понятным, раскрывает новые стороны предмета через знакомые образы.

4. Гипербола

Определение:
Гипербола — это стилистическая фигура, основанная на намеренном преувеличении какого-либо признака, качества или действия.

Пример:
«В сто сорок солнц закат пылал.» — невозможно, чтобы было столько солнц, это сильное преувеличение для усиления образа яркого, пылающего заката.

Зачем нужна:
Гипербола усиливает эмоциональное воздействие, подчёркивает важность или красоту явления, помогает выразить сильные чувства.

5. Олицетворение

Определение:
Олицетворение — это перенос человеческих качеств, действий или чувств на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия.

Пример:
«Полночь входит в окно», «Роща отговорила берёзовым языком», «Луна хохотала».

Зачем нужно:
Олицетворение оживляет описание, делает природу или предметы более близкими и понятными человеку, придаёт им эмоциональную окраску.

Исправленные предложения с пропущенными буквами и знаками препинания

  1. В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)
  2. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето. (В. Маяковский)
  3. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
  4. Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)
  5. Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин)
  6. От вёсел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет)
  7. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С. Есенин)

Пояснение:

1) В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)

  • Метафора: здесь ярко-красные ягоды рябины сравниваются с костром, который горит в саду. Это не прямое сравнение с помощью слов «как», «будто», а перенос признаков огня (яркость, пламя) на ягоды. Метафора помогает передать насыщенный, огненный цвет рябины, создаёт живой, выразительный образ.

2) В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето. (В. Маяковский)

  • Гипербола: выражение «в сто сорок солнц» — это сильное преувеличение, подчёркивающее необычайную жару и яркость заката. В реальности не может быть так много солнц, поэтому автор этим приёмом усиливает эмоциональное впечатление от летнего пылающего неба.
  • Метафора: «закат пылал» — здесь закат сравнивается с огнём, что помогает представить его как яркое, горящее явление природы.
  • Метафора (персонификация): «в июль катилось лето» — лето представлено как движущийся объект (колесо или повозка), что оживляет образ времени года, создаёт ощущение движения, смены сезонов.

3) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин)

  • Сравнение: здесь происходит прямое сопоставление с помощью слова «как» — процесс опадания листьев у дерева и процесс «роняния» слов у человека. Это помогает показать внутреннее состояние героя, его печаль и грусть.
  • Олицетворение: дерево наделяется способностью «ронять» листья, то есть действует как живое существо, что делает образ более живым и эмоциональным.
  • Метафора: «я роняю слова» — слова представлены как нечто материальное, что можно «ронять», что подчёркивает тяжесть и эмоциональную окраску высказывания.
  • Эпитет: «грустные слова» — образное определение, которое усиливает настроение печали и тоски.

4) Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)

  • Олицетворение: время суток — полночь — наделяется человеческим действием «входит», что оживляет образ ночи и создаёт атмосферу таинственности.
  • Метафора: «с ночными дарами» — ночь представлена как дарительница чего-то особенного, возможно, тишины, снов, тёмных образов. Это переносит реальное явление на уровень символики и поэтического образа.

5) Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин)

  • Олицетворение: луне приписывается человеческое действие — «хохотала». Это оживляет природное явление, делает образ более выразительным и эмоционально насыщенным.
  • Сравнение: с помощью слова «как» луна сравнивается с клоуном, что добавляет образу игривость, яркость, возможно, ироничность.

6) От вёсел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет)

  • Олицетворение: следу, который в реальности является неодушевлённым и неподвижным, приписывается способность «бежать» — движение, характерное для живых существ. Это создаёт динамичный и живой образ.
  • Эпитет: «кудрявый след» — образное определение, подчёркивающее форму и внешний вид следа, делает его более выразительным и конкретным.

7) Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С. Есенин)

  • Олицетворение: роща наделяется способностью «отговорить» — говорить, что является человеческим действием. Это оживляет природу, придаёт ей активную роль в поэтическом пространстве.
  • Эпитеты:
    • «золотая роща» — подчёркивает цвет и красоту осенней природы, создаёт яркий визуальный образ.
    • «берёзовым, весёлым языком» — образное определение, которое представляет звуки или шелест листьев как «язык» — средство общения, причём весёлое, живое.


Общая оценка
5 / 5
Комментарии
Другие предметы