1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Бархударов 9 Класс по Русскому языку Учебник 📕 Крючков — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Бархударов
9 класс
Тип
Учебник
Автор
С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко
Год
2019-2023
Издательство
Просвещение
Описание

Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 355 Бархударов — Подробные Ответы

Задача

355. Разделитесь на группы. Ответьте на вопросы и выполните задания. С 1 класса вы изучаете русский язык. А что такое язык, для чего он служит? Какие вам известны языки? К какой группе языков относится русский язык? Какая наука изучает язык? Какие разделы науки о языке вы знаете? Если при ответе на поставленные вопросы в группе вы испытываете затруднения или ответы представляются вам недостаточно исчерпывающими, обратитесь к данному ниже тексту и найдите в нём недостающую информацию. В каждой части выделите ключевые слова. Составьте сложный цитатный план текста. Подберите свои примеры, иллюстрирующие содержание III, IV и V частей. Кратко изложите содержание текста по плану участникам других групп, приводя свои примеры.

I. Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые развиваются на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, ни одного народа, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Важнейшим средством, с помощью которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства, и является язык.

Язык — это не только средство общения, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, хранить информацию об окружающем мире.

Язык теснейшим образом связан с мышлением, сознанием людей. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепляются результаты работы мышления человека, всё, что люди познают в окружающей их действительности.

Язык возник в глубокой древности из потребностей общения людей. Он помогал им понимать друг друга, объединяться для добывания средств существования, для организации производства и борьбы с силами природы. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что содействовало не только совершенствованию орудий труда и способа добывания всего необходимого, но и повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры, т. е. развитию человеческого общества.

II. Родственные, близкие по происхождению народы имеют родственные языки, которые по своему словарю и грамматике ближе друг к другу, чем к другим языкам. Так, все славяне говорят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянского языка. Изучая историю отдельных славянских языков: русского, белорусского, болгарского, польского, чешского, словацкого и др., мы узнаём, как эти языки образовались и развивались под влиянием своеобразных для каждого народа экономических, политических, географических условий.

Русский язык входит в особую группу славянских языков — восточно-славянскую. Близость восточнославянских языков объясняется исторически: до XIV в. предки современных восточных славян представляли собой единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке.

В отдалённом родстве между собой находятся и многие другие языки Европы: немецкий, английский, испанский, французский и др. Они объединяются в особую семью индоевропейских языков, в которую входит и русский язык.

Образование национальных языков происходит одновременно с формированием наций. Национальный язык является одним из важнейших признаков нации.

III. Важную роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык. Это язык древних богослужебных книг и памятников письменности, которая была создана в IX в. великими просветителями — братьями Кириллом и Мефодием. Позднее старославянский язык стал литературным языком Древней Руси.

Старославянский язык принадлежит к группе южнославянских и отражает характерные для неё фонетические черты: 1) начальные сочетания ра-, ла- в соответствии с русскими ро-, ло- (ср.: равный — ровный, ладья — лодка); 2) неполногласие, т. е. сочетания ра, ла на месте русских оро, оло (ср.: брада, глава, врата — борода, голова, ворота); 3) звуки [щ’], [жд] в соответствии с русскими [ч’], [ж] (ср.: освещать, между — свеча, межа).

Многие морфемы в современных русских словах имеют старославянское происхождение: это приставки воз-, низ-, чрез-, пре-; суффиксы -зн(н’), -тель, -ын и др. (ср.: воздать, чрезмерно, жизнь, гордыня).

Из старославянского языка в русский перешли многие слова, прежде всего — обозначающие этические и философские понятия: бытие, время, гордыня, пространство, сущность, грядущее и др.

В русском языке с течением времени возникли лексические параллели — пары слов, одно из которых (старославянское по происхождению) отличается высокой, торжественной стилистической окраской (ср.: лик — лицо, уста — губы, стезя — дорога, страж — сторож, шествовать — идти и др.). Существование таких пар определяет богатство русского языка.

Часть слов старославянского происхождения в настоящее время входит в пассивный запас русского языка: одни являются устаревшими и называют предметы и реалии, относящиеся к прошлому, другие же продолжают активно использоваться.

IV. Будучи средством общения людей, язык тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке. Наиболее чуток в этом отношении словарный состав языка. Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление новых вызывают изменения в словарном составе языка. Так, в эпоху Пушкина люди ездили в кибитках и бричках, мчались на тройках, «в пыли на почтовых», тащились в возках и т. д. Потом появились паровозы, пароходы, затем — теплоходы, электровозы, самолёты, воздушные лайнеры, атомоходы. Ушли из жизни ямщики и станционные смотрители, камергеры, камер-юнкеры и фрейлины, и вместе с ними вышли из общего употребления, стали историзмами соответствующие слова.

Однако значительная часть слов сохраняется в языке в общем употреблении на протяжении многих веков. Это такие слова, как вода, земля, небо, огонь, река, лес, дорога, хлеб, человек, ходить, делать, работать, видеть, слышать, говорить, весёлый, грустный, лёгкий, тяжёлый, нужно, можно, хорошо, плохо, два, три, я, ты, мы и многие другие. Таким образом создаётся необходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемственность в его использовании разными поколениями людей.

Происходят изменения и в грамматике языка, и в его фонетике.

Даже в языке А. Грибоедова, А. Пушкина и других писателей начала XIX в. есть такие формы слов, которые в современном русском языке уже не употребляются. Например, в романе «Евгений Онегин» Пушкин пишет:
Бывало, он ещё в постеле: ему записочки несут (в постеле — форма предложного падежа от существительного постеля; современное постель — в постели).
В комедии А. Грибоедова Фамусов говорит: Ешь три часа, а в три дни не сварится (современное в три дня; ср. наречие пополудни).

Примером прежнего, теперь уже устаревшего произношения может служить произнесение слов типа четверг, верх, первый с мягким [р’]. Сейчас в таких словах произносят твёрдый [р].

С течением времени в грамматике и фонетике могут происходить и более значительные изменения. Так, в древнерусском языке краткие прилагательные склонялись, как существительные, и могли быть согласованными определениями при существительных (добр конь, добра коня, добру коню и т. д.). Позже краткие прилагательные утратили эту способность. Они теперь употребляются как сказуемые и изменяются только по числам, а в единственном числе и по родам.

Однако до сих пор в некоторых фразеологических оборотах и в составе многих наречий мы обнаруживаем следы склонения кратких прилагательных, например:
средь бела дня; от мала до велика; мал мала меньше; не по хорошему мил, а по милу хорош и др.; свысока (Р. п. с предлогом с), дочиста (Р. п. с предлогом до), попусту (Д. п. с предлогом по) и т. д.; сравните также: подобру-поздорову, мало-помалу и др.

Можно обнаружить формы косвенных падежей кратких прилагательных и в произведениях народного творчества, донёсших до нас из глубины веков старинные формы: добра молодца, к синю морю и т. д.

V. В современную эпоху в связи с коренными изменениями в общественной жизни большие изменения произошли и в русском языке, прежде всего в его лексике. За последние сто лет из языка ушёл огромный пласт слов. Историзмами стали такие слова и словосочетания, как полицеймейстер, фельдфебель, великие князья, коронованные особы, купеческие гильдии, табель о рангах и т. д. В то же время в русский язык влились новые слова, например: компьютер, ноутбук, смартфон, нанотехнологии и др.

Краткий ответ:

Язык — это основное средство общения людей. Он служит для общения людей, передачи информации друг другу в устной и письменной форме.
Русский, украинский, белорусский, чешский, словацкий, польский, болгарский, английский, немецкий, французский, японский и т. д.
Русский язык относится к восточнославянской группе языков.
Язык изучает лингвистика.
Фонетика, лексикология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, графика, орфография.
Ключевые слова: важнейшим средством, средство общения, средство познания, передавать его из поколения в поколение, развитию человеческого общества, родственнее языки, общеславянского языка, восточнославянских языков, старославянское происхождение, изменения в общественной жизни, устойчивость языка, историзмами, новые слова.

Сложный цитатный план:

I. Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые развиваются на протяжении всего существования человеческого общества.

  1. Важнейшим средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства, является язык.
  2. Язык — это средство познания.
  3. Язык теснейшим образом связан с мышлением, сознанием людей.
  4. Язык возник в глубокой древности, его развитие содействовало развитию человеческого общества.

II. Родственные, близкие по происхождению народы имеют родственные языки, которые по своему словарю и грамматике ближе друг к другу, чем к другим языкам.

  1. Славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянского языка.
  2. Наибольшее сходство с русским языком имеют украинский и белорусский языки, они все составляют особую группу славянских языков — восточнославянскую.
  3. Многие другие языки Европы объединяются в семью индоевропейских языков, в которую входит и русский язык.
  4. Национальный язык является одним из важнейших признаков нации.

III. Важную роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык.

  1. Письменность была создана в X в. великими просветителями — братьями Кириллом и Мефодием.
  2. Старославянский язык принадлежит к группе южнославянских.
  3. Многие морфемы в современных русских словах имеют старославянское происхождение.
  4. Из старославянского языка в русский перешли многие слова, обозначающие этические и философские понятия.
  5. В русском языке с течением времени возникли лексические параллели, часть слов старославянского происхождения входит в пассивный запас русского языка.

IV. Будучи средством общения людей, язык тесно связан с жизнью общества.

  1. Изменения в общественной жизни находят отражение в словарном составе.
  2. Общеупотребительные слова сохраняются в языке на протяжении многих веков.
  3. Происходят изменения и в грамматике языка, и в его фонетике.
  4. С течением времени в грамматике и фонетике могут происходить и более значительные изменения.

V. В современную эпоху в связи с коренными изменениями в общественной жизни большие изменения произошли и в русском языке, прежде всего в его лексике (историзмы, новые слова).

Подробный ответ:

Язык — это основное средство общения людей. Он служит для общения людей, передачи информации друг другу в устной и письменной форме.
Русский, украинский, белорусский, чешский, словацкий, польский, болгарский, английский, немецкий, французский, японский и т. д.
Русский язык относится к восточнославянской группе языков.
Язык изучает лингвистика.
Фонетика, лексикология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, графика, орфография.
Ключевые слова: важнейшим средством, средство общения, средство познания, передавать его из поколения в поколение, развитию человеческого общества, родственнее языки, общеславянского языка, восточнославянских языков, старославянское происхождение, изменения в общественной жизни, устойчивость языка, историзмами, новые слова.

Сложный цитатный план:

I. Язык как общественное явление

  • Язык — важнейшее средство общения
    Язык служит людям для передачи мыслей, желаний, чувств, обмена информацией. Это основной инструмент человеческого взаимодействия.
  • Язык — средство познания мира
    Через язык человек осознаёт окружающую действительность, формирует мышление и сознание.
  • Связь языка с мышлением и сознанием
    Язык тесно связан с когнитивными процессами, он отражает внутренний мир человека.
  • Древность языка и его роль в развитии общества
    Язык возник в глубокой древности и сопровождал развитие человеческого общества, способствуя его прогрессу.

II. Родственные языки и их происхождение

  • Общеславянский язык — основа славянских языков
    Все славянские языки произошли от единого праязыка — общеславянского.
  • Восточнославянская группа
    Русский, украинский и белорусский языки имеют наибольшее сходство и образуют восточнославянскую подгруппу.
  • Индоевропейская языковая семья
    Русский язык входит в более широкую индоевропейскую семью, объединяющую многие европейские языки.
  • Язык как признак нации
    Национальный язык — важный элемент идентичности и самосознания народа.

III. Роль старославянского языка в развитии русского

  • Создание письменности Кириллом и Мефодием
    В X веке братья-просветители создали письменность, положив начало литературному развитию.
  • Принадлежность старославянского к южнославянским языкам
    Старославянский — язык южнославянской группы, оказавший большое влияние на русский.
  • Старославянские морфемы в современном русском
    Многие элементы слов, их части (морфемы) в русском языке имеют старославянское происхождение.
  • Заимствования этических и философских терминов
    Из старославянского пришли слова, обозначающие важные культурные и духовные понятия.
  • Лексические параллели и пассивный словарь
    Со временем в русском появились лексические двойники, часть старославянских слов используется редко, входит в пассивный запас.

IV. Язык и изменения в обществе

  • Отражение общественных изменений в лексике
    Словарный состав языка меняется под влиянием общественных трансформаций.
  • Сохранение общеупотребительных слов
    Основной словарный фонд устойчив и сохраняется веками.
  • Изменения в грамматике и фонетике
    Помимо лексики, меняются и грамматические структуры, и звуковая система языка.
  • Возможность значительных изменений
    Со временем возможны глубокие изменения, влияющие на структуру языка.

V. Современные изменения в русском языке

  • Связь изменений языка с общественной жизнью
    Коренные перемены в обществе вызывают изменения и в языке.
  • Особое влияние на лексику
    Наибольшие изменения происходят в словарном составе: появляются историзмы (слова, связанные с историческими реалиями) и новые слова.
  • Историзмы и новые слова
    В язык входят термины, отражающие новые явления, технологии, социальные процессы, а также сохраняются слова, связанные с прошлым.


Общая оценка
4.9 / 5
Комментарии
Другие предметы