Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 315 Бархударов — Подробные Ответы
315. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Составьте схемы 1-го и 2-го предложений из п. I. Назовите существительные и глаголы, которые автор использует для передачи звуковых впечатлений.
I. В июльские вечера и ночи уже (н..)кричат перепела и коростели (н..)поют в лесных балочках соловьи (н..)пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью. Однообразная трескотня² убаюкивает как колыбельная песня; ед..шь и чувству..шь, что засыпа..шь, но вот откуда(то) доносится тревожный крик (н..)уснувшей птицы или раздаётся (н..)определённый звук, похожий на чей(то) голос (в)роде удивлённого² «а-а!» — и дремота опускает веки.
(А. Чехов. «Степь»)
II. Голодная волчиха встала что(бы) идти¹ на охоту. Был уже весе(н, нн)ий месяц, но (по)ночам деревья трещали⁶ от холода, как в декабре, и едва высун..шь язык, как его начинало сильно щ..пать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная, она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как(бы) дома без неё кто (н..)обид..л³ волчат². Запах человеческих и лошади(н, нн)ых следов, пни, сложе(н, нн)ые дрова и тёмная унавоже(н, нн)ая дорога пугали её; ей казалось, будто за деревьями (в)потёмках стоят люди и где(то) за лесом воют¹ собаки.
(А. Чехов. «Белолобый»)
I. В июльские вечера и ночи уже не кричат (глагол) перепела и коростели, не поют (глагол) в лесных балочках соловьи, не пахнет (глагол) цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни.
[ ], [ ], [ ], но [ ].
Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью.
(Едва…) и ( ), [ ], [ ] и [ ].
Однообразная трескотня² убаюкивает, как колыбельная песня; едешь (глагол I спр.) и чувствуешь (глагол I спр.), что засыпаешь, но вот откуда-то (-то) доносится тревожный крик неуснувшей (причастие, нет завис. слов) птицы, или раздаётся неопределённый (смутный) звук, похожий на чей-то (-то) голос вроде (предлог) удивлённого² «а-а!», и дремота опускает веки.
(А. Чехов)
II. Голодная волчиха встала, чтобы (союз) идти¹ на охоту. Был уже весенний (ни на стыке корня и суффикса) месяц, но по ночам (сущ. с предлогом) деревья трещали⁶ от холода, как в декабре, и едва высунешь (глагол I спр.) язык, как его начинало сильно щипать (щиплет). Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы (союз с частицей) дома без неё кто не обидел³ (глагол; обидеть) волчат³. Запах человеческих и лошадиных (прил., -ин-) следов, пни, сложенные (полное страд. причастие) дрова и тёмная унавоженная (полное страд. причастие) дорога пугали её; ей казалось, будто за деревьями в потёмках (сущ. с предлогом) стоят люди и где-то (-то) за лесом воют¹ собаки.
(А. Чехов)
Трескотня² (корень — треск; суффикс — отн; окончание — я)
Трескотня — трещать, суффиксальный.
Удивлённого² (присатвка — у; корень — дивл; суффикс — ённ; окончвние — ого)
Удивлённого — удивить, суффиксальный.
Идти [итт’и] 2 слога
и — [и] — гласный, безударный
д — [т] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
т — [т’] — согласный, глухой, парный, мягкий, парный
и — [и] — гласный, ударный
4 б., 4 зв.
Воют¹ [вой’ут] — 2 слога
в — [в] — согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
о — [о] — гласный, ударный
ю — [й’] — согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
у — [у] — гласный, безударный
т — [т] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
4 б., 5 зв.
- (Не) обидел бы³ — глагол, обозначает действие.
- Н. ф. — (не) обидеть.
- Постоянные признаки:
— невозвратный;
— сов. вид;
— II спр.;
— переходный. - Непостоянные признаки:
— в условном накл.;
— в ед. ч.;
— в м. р. - Сказуемое.
- Волчат³ — существительное, обозначает предмет.
- Н. ф. — волчонок.
- Постоянные признаки:
— нарицательное;
— одушевлённое;
— м. р.;
— 2 скл. - Непостоянные признаки:
— во мн. ч.;
— в В. п. - Дополнение.
- Трещать⁶ —
- издавать треск;
- (перен. разг.) говорить быстро и много, не умолкая; тараторить;
- (перен. разг.) сильно ломить, болеть (о голове);
- (перен.) находиться накануне краха, развала, распада.
- В прямом значении.
- Скрипеть.
- Общеупотребительное.
- Исконно русское.
Для передачи звуковых впечатлений автор использует следующие существительные и глаголы: не кричат, не поют, трескотня, крик, звук, голос, трещали, шум, воют.
I. В июльские вечера и ночи уже не кричат (глагол) перепела и коростели, не поют (глагол) в лесных балочках соловьи, не пахнет (глагол) цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни.
[ ], [ ], [ ], но [ ].
Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью.
(Едва…) и ( ), [ ], [ ] и [ ].
Однообразная трескотня² убаюкивает, как колыбельная песня; едешь (глагол I спр.) и чувствуешь (глагол I спр.), что засыпаешь, но вот откуда-то (-то) доносится тревожный крик неуснувшей (причастие, нет завис. слов) птицы, или раздаётся неопределённый (смутный) звук, похожий на чей-то (-то) голос вроде (предлог) удивлённого² «а-а!», и дремота опускает веки.
(А. Чехов)
II. Голодная волчиха встала, чтобы (союз) идти¹ на охоту. Был уже весенний (ни на стыке корня и суффикса) месяц, но по ночам (сущ. с предлогом) деревья трещали⁶ от холода, как в декабре, и едва высунешь (глагол I спр.) язык, как его начинало сильно щипать (щиплет). Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы (союз с частицей) дома без неё кто не обидел³ (глагол; обидеть) волчат³. Запах человеческих и лошадиных (прил., -ин-) следов, пни, сложенные (полное страд. причастие) дрова и тёмная унавоженная (полное страд. причастие) дорога пугали её; ей казалось, будто за деревьями в потёмках (сущ. с предлогом) стоят люди и где-то (-то) за лесом воют¹ собаки.
(А. Чехов)
I. Звуковая картина степи (вечер, ночь)
1. Использованные глаголы:
- не кричат
Глагол «кричать» с отрицанием. Перепела и коростели обычно издают громкие, пронзительные звуки, но теперь их не слышно. Это подчёркивает наступившую тишину, смену времени года, умиротворённость. - не поют
Глагол «петь» с отрицанием. Соловьи — символ ночных звуков весны и начала лета. Их песен больше нет, что добавляет ощущение тишины, спокойствия, завершённости. - не пахнет
Глагол «пахнуть» — хотя напрямую не относится к звукам, но в ряду с другими глаголами показывает исчезновение привычных ощущений (в том числе и слуховых). - вздыхает
Глагол «вздыхать» олицетворяет степь, придаёт ей человеческие черты. Вздох — мягкий, едва слышный звук, который подчёркивает атмосферу покоя. - убаюкивает
Глагол «убаюкивать» — передаёт воздействие однообразного звука (трёскотни), который расслабляет, погружает в сон. - едешь, чувствуешь, засыпаешь
Глаголы, связанные с восприятием звуков: человек едет, чувствует дремоту, засыпает под монотонную трёскотню. - доносится
Глагол «доноситься» — описывает появление тревожного крика, который разрывает тишину. - раздаётся
Глагол «раздаваться» — указывает на возникновение неопределённого звука, похожего на голос. - опускает
Глагол «опускать» — дремота опускает веки, действие происходит под влиянием звуков.
2. Использованные существительные:
- трескотня
Монотонный, повторяющийся звук, который убаюкивает, как колыбельная песня. Создаёт фон, атмосферу покоя. - крик
Внезапный, тревожный звук неуснувшей птицы. Нарушает покой, вносит элемент неожиданности и тревоги. - звук
Неопределённый, смутный, похожий на голос. Добавляет загадочности, тревоги. - голос
Сравнение звука с человеческим голосом («а-а!»), усиливает эмоциональность восприятия.
II. Звуковая картина леса (ночь, весна)
1. Использованные глаголы:
- трещали
Глагол «трещать» — деревья издают резкие, повторяющиеся звуки от холода. Показывает суровость весенней ночи. - вздрагивала
Реакция волчихи на малейший шум. Демонстрирует её нервозность, восприимчивость к любым звукам. - воют
Глагол «выть» — протяжные, тревожные звуки собак, усиливающие ощущение опасности, одиночества. - обидел бы
Глагол «обидеть» — не напрямую связан со звуками, но показывает возможное действие, о котором волчиха тревожится. - казалось
Глагол «казаться» — волчиха воспринимает звуки и тени как угрозу.
2. Использованные существительные:
- шум
Малейший, едва заметный звук, который пугает волчиху. Показывает её тревожность и напряжённость ночи. - следы
Зрительный образ, но могут быть связаны со звуками (шаги). - пни, дрова, дорога
Не издают звуков сами по себе, но могут быть источниками шума при движении. - потёмках
Окружающая темнота, в которой звуки кажутся страшнее.
3. Как работают эти слова в тексте?
I. Степь
- Автор сначала показывает отсутствие привычных звуков (не кричат, не поют, не пахнет), создавая атмосферу спокойствия и завершённости.
- Затем появляется монотонная трёскотня, которая действует убаюкивающе, как колыбельная песня.
- Внезапный крик птицы разрывает сонную атмосферу, добавляя тревоги.
- Неопределённый звук, похожий на голос, усиливает ощущение загадочности.
- Всё это сопровождается действиями персонажа: он едет, чувствует, засыпает, реагируя на звуковой фон.
II. Лес
- В ночном лесу деревья трещат от холода, что создаёт суровую, тревожную атмосферу.
- Волчиха вздрагивает от малейшего шума, постоянно настороже.
- Далёкое выть собак усиливает ощущение опасности, одиночества.
- Волчиха боится, что кто-то может обидеть её детей, тревожится за них.
- В потёмках всё кажется страшнее, звуки приобретают дополнительную эмоциональную окраску.
4. Итог
Автор использует глаголы и существительные, связанные со звуками, чтобы:
- Передать смену звукового фона (от пения и криков к тишине и монотонному шуму).
- Создать атмосферу (спокойствие, тревога, опасность).
- Показать внутреннее состояние героев (дремота, настороженность, страх).
- Сделать природу «живой», наполненной разнообразными звуковыми впечатлениями.
Список ключевых слов:
- Глаголы: не кричат, не поют, не пахнет, вздыхает, убаюкивает, едешь, чувствуешь, засыпаешь, доносится, раздаётся, опускает, трещали, вздрагивала, воют, казалось, обидел бы.
- Существительные: трёскотня, крик, звук, голос, шум, следы, потёмках.
Эти слова формируют богатую, многослойную звуковую картину, усиливают эмоциональное восприятие текста и помогают читателю глубже прочувствовать описываемое пространство.
Трескотня² (корень — треск; суффикс — отн; окончание — я)
Трескотня — трещать, суффиксальный.
Удивлённого² (присатвка — у; корень — дивл; суффикс — ённ; окончвние — ого)
Удивлённого — удивить, суффиксальный.
Идти [итт’и] 2 слога
и — [и] — гласный, безударный
д — [т] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
т — [т’] — согласный, глухой, парный, мягкий, парный
и — [и] — гласный, ударный
4 б., 4 зв.
Воют¹ [вой’ут] — 2 слога
в — [в] — согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
о — [о] — гласный, ударный
ю — [й’] — согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
у — [у] — гласный, безударный
т — [т] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
4 б., 5 зв.
- (Не) обидел бы³ — глагол, обозначает действие.
- Н. ф. — (не) обидеть.
- Постоянные признаки:
— невозвратный;
— сов. вид;
— II спр.;
— переходный. - Непостоянные признаки:
— в условном накл.;
— в ед. ч.;
— в м. р. - Сказуемое.
- Волчат³ — существительное, обозначает предмет.
- Н. ф. — волчонок.
- Постоянные признаки:
— нарицательное;
— одушевлённое;
— м. р.;
— 2 скл. - Непостоянные признаки:
— во мн. ч.;
— в В. п. - Дополнение.
- Трещать⁶ —
- издавать треск;
- (перен. разг.) говорить быстро и много, не умолкая; тараторить;
- (перен. разг.) сильно ломить, болеть (о голове);
- (перен.) находиться накануне краха, развала, распада.
- В прямом значении.
- Скрипеть.
- Общеупотребительное.
- Исконно русское.