1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Бархударов 9 Класс по Русскому языку Учебник 📕 Крючков — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Бархударов
9 класс
Тип
Учебник
Автор
С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко
Год
2019-2023
Издательство
Просвещение
Описание

Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 315 Бархударов — Подробные Ответы

Задача

315. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Составьте схемы 1-го и 2-го предложений из п. I. Назовите существительные и глаголы, которые автор использует для передачи звуковых впечатлений.

I. В июльские вечера и ночи уже (н..)кричат перепела и коростели (н..)поют в лесных балочках соловьи (н..)пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью. Однообразная трескотня² убаюкивает как колыбельная песня; ед..шь и чувству..шь, что засыпа..шь, но вот откуда(то) доносится тревожный крик (н..)уснувшей птицы или раздаётся (н..)определённый звук, похожий на чей(то) голос (в)роде удивлённого² «а-а!» — и дремота опускает веки.

(А. Чехов. «Степь»)

II. Голодная волчиха встала что(бы) идти¹ на охоту. Был уже весе(н, нн)ий месяц, но (по)ночам деревья трещали⁶ от холода, как в декабре, и едва высун..шь язык, как его начинало сильно щ..пать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная, она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как(бы) дома без неё кто (н..)обид..л³ волчат². Запах человеческих и лошади(н, нн)ых следов, пни, сложе(н, нн)ые дрова и тёмная унавоже(н, нн)ая дорога пугали её; ей казалось, будто за деревьями (в)потёмках стоят люди и где(то) за лесом воют¹ собаки.

(А. Чехов. «Белолобый»)

Краткий ответ:

I. В июльские вечера и ночи уже не кричат (глагол) перепела и коростели, не поют (глагол) в лесных балочках соловьи, не пахнет (глагол) цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни.

[ ], [ ], [ ], но [ ].

Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью.

(Едва…) и ( ), [ ], [ ] и [ ].

Однообразная трескотня² убаюкивает, как колыбельная песня; едешь (глагол I спр.) и чувствуешь (глагол I спр.), что засыпаешь, но вот откуда-то (-то) доносится тревожный крик неуснувшей (причастие, нет завис. слов) птицы, или раздаётся неопределённый (смутный) звук, похожий на чей-то (-то) голос вроде (предлог) удивлённого² «а-а!», и дремота опускает веки.

(А. Чехов)

II. Голодная волчиха встала, чтобы (союз) идти¹ на охоту. Был уже весенний (ни на стыке корня и суффикса) месяц, но по ночам (сущ. с предлогом) деревья трещали⁶ от холода, как в декабре, и едва высунешь (глагол I спр.) язык, как его начинало сильно щипать (щиплет). Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы (союз с частицей) дома без неё кто не обидел³ (глагол; обидеть) волчат³. Запах человеческих и лошадиных (прил., -ин-) следов, пни, сложенные (полное страд. причастие) дрова и тёмная унавоженная (полное страд. причастие) дорога пугали её; ей казалось, будто за деревьями в потёмках (сущ. с предлогом) стоят люди и где-то (-то) за лесом воют¹ собаки.

(А. Чехов)

Трескотня² (корень — треск; суффикс — отн; окончание — я)
Трескотня — трещать, суффиксальный.

Удивлённого² (присатвка — у; корень — дивл; суффикс — ённ; окончвние — ого)
Удивлённого — удивить, суффиксальный.

Идти [итт’и] 2 слога
и — [и] — гласный, безударный
д — [т] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
т — [т’] — согласный, глухой, парный, мягкий, парный
и — [и] — гласный, ударный
4 б., 4 зв.

Воют¹ [вой’ут] — 2 слога
в — [в] — согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
о — [о] — гласный, ударный
ю — [й’] — согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
у — [у] — гласный, безударный
т — [т] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
4 б., 5 зв.

  1. (Не) обидел бы³ — глагол, обозначает действие.
  2. Н. ф. — (не) обидеть.
  3. Постоянные признаки:
    — невозвратный;
    — сов. вид;
    — II спр.;
    — переходный.
  4. Непостоянные признаки:
    — в условном накл.;
    — в ед. ч.;
    — в м. р.
  5. Сказуемое.
  1. Волчат³ — существительное, обозначает предмет.
  2. Н. ф. — волчонок.
  3. Постоянные признаки:
    — нарицательное;
    — одушевлённое;
    — м. р.;
    — 2 скл.
  4. Непостоянные признаки:
    — во мн. ч.;
    — в В. п.
  5. Дополнение.
  1. Трещать⁶ —
    1. издавать треск;
    2. (перен. разг.) говорить быстро и много, не умолкая; тараторить;
    3. (перен. разг.) сильно ломить, болеть (о голове);
    4. (перен.) находиться накануне краха, развала, распада.
  2. В прямом значении.
  3. Скрипеть.
  4. Общеупотребительное.
  5. Исконно русское.

Для передачи звуковых впечатлений автор использует следующие существительные и глаголы: не кричат, не поют, трескотня, крик, звук, голос, трещали, шум, воют.

Подробный ответ:

I. В июльские вечера и ночи уже не кричат (глагол) перепела и коростели, не поют (глагол) в лесных балочках соловьи, не пахнет (глагол) цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни.

[ ], [ ], [ ], но [ ].

Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью.

(Едва…) и ( ), [ ], [ ] и [ ].

Однообразная трескотня² убаюкивает, как колыбельная песня; едешь (глагол I спр.) и чувствуешь (глагол I спр.), что засыпаешь, но вот откуда-то (-то) доносится тревожный крик неуснувшей (причастие, нет завис. слов) птицы, или раздаётся неопределённый (смутный) звук, похожий на чей-то (-то) голос вроде (предлог) удивлённого² «а-а!», и дремота опускает веки.

(А. Чехов)

II. Голодная волчиха встала, чтобы (союз) идти¹ на охоту. Был уже весенний (ни на стыке корня и суффикса) месяц, но по ночам (сущ. с предлогом) деревья трещали⁶ от холода, как в декабре, и едва высунешь (глагол I спр.) язык, как его начинало сильно щипать (щиплет). Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы (союз с частицей) дома без неё кто не обидел³ (глагол; обидеть) волчат³. Запах человеческих и лошадиных (прил., -ин-) следов, пни, сложенные (полное страд. причастие) дрова и тёмная унавоженная (полное страд. причастие) дорога пугали её; ей казалось, будто за деревьями в потёмках (сущ. с предлогом) стоят люди и где-то (-то) за лесом воют¹ собаки.

(А. Чехов)

I. Звуковая картина степи (вечер, ночь)

1. Использованные глаголы:

  • не кричат
    Глагол «кричать» с отрицанием. Перепела и коростели обычно издают громкие, пронзительные звуки, но теперь их не слышно. Это подчёркивает наступившую тишину, смену времени года, умиротворённость.
  • не поют
    Глагол «петь» с отрицанием. Соловьи — символ ночных звуков весны и начала лета. Их песен больше нет, что добавляет ощущение тишины, спокойствия, завершённости.
  • не пахнет
    Глагол «пахнуть» — хотя напрямую не относится к звукам, но в ряду с другими глаголами показывает исчезновение привычных ощущений (в том числе и слуховых).
  • вздыхает
    Глагол «вздыхать» олицетворяет степь, придаёт ей человеческие черты. Вздох — мягкий, едва слышный звук, который подчёркивает атмосферу покоя.
  • убаюкивает
    Глагол «убаюкивать» — передаёт воздействие однообразного звука (трёскотни), который расслабляет, погружает в сон.
  • едешь, чувствуешь, засыпаешь
    Глаголы, связанные с восприятием звуков: человек едет, чувствует дремоту, засыпает под монотонную трёскотню.
  • доносится
    Глагол «доноситься» — описывает появление тревожного крика, который разрывает тишину.
  • раздаётся
    Глагол «раздаваться» — указывает на возникновение неопределённого звука, похожего на голос.
  • опускает
    Глагол «опускать» — дремота опускает веки, действие происходит под влиянием звуков.

2. Использованные существительные:

  • трескотня
    Монотонный, повторяющийся звук, который убаюкивает, как колыбельная песня. Создаёт фон, атмосферу покоя.
  • крик
    Внезапный, тревожный звук неуснувшей птицы. Нарушает покой, вносит элемент неожиданности и тревоги.
  • звук
    Неопределённый, смутный, похожий на голос. Добавляет загадочности, тревоги.
  • голос
    Сравнение звука с человеческим голосом («а-а!»), усиливает эмоциональность восприятия.

II. Звуковая картина леса (ночь, весна)

1. Использованные глаголы:

  • трещали
    Глагол «трещать» — деревья издают резкие, повторяющиеся звуки от холода. Показывает суровость весенней ночи.
  • вздрагивала
    Реакция волчихи на малейший шум. Демонстрирует её нервозность, восприимчивость к любым звукам.
  • воют
    Глагол «выть» — протяжные, тревожные звуки собак, усиливающие ощущение опасности, одиночества.
  • обидел бы
    Глагол «обидеть» — не напрямую связан со звуками, но показывает возможное действие, о котором волчиха тревожится.
  • казалось
    Глагол «казаться» — волчиха воспринимает звуки и тени как угрозу.

2. Использованные существительные:

  • шум
    Малейший, едва заметный звук, который пугает волчиху. Показывает её тревожность и напряжённость ночи.
  • следы
    Зрительный образ, но могут быть связаны со звуками (шаги).
  • пни, дрова, дорога
    Не издают звуков сами по себе, но могут быть источниками шума при движении.
  • потёмках
    Окружающая темнота, в которой звуки кажутся страшнее.

3. Как работают эти слова в тексте?

I. Степь

  • Автор сначала показывает отсутствие привычных звуков (не кричат, не поют, не пахнет), создавая атмосферу спокойствия и завершённости.
  • Затем появляется монотонная трёскотня, которая действует убаюкивающе, как колыбельная песня.
  • Внезапный крик птицы разрывает сонную атмосферу, добавляя тревоги.
  • Неопределённый звук, похожий на голос, усиливает ощущение загадочности.
  • Всё это сопровождается действиями персонажа: он едет, чувствует, засыпает, реагируя на звуковой фон.

II. Лес

  • В ночном лесу деревья трещат от холода, что создаёт суровую, тревожную атмосферу.
  • Волчиха вздрагивает от малейшего шума, постоянно настороже.
  • Далёкое выть собак усиливает ощущение опасности, одиночества.
  • Волчиха боится, что кто-то может обидеть её детей, тревожится за них.
  • В потёмках всё кажется страшнее, звуки приобретают дополнительную эмоциональную окраску.

4. Итог

Автор использует глаголы и существительные, связанные со звуками, чтобы:

  • Передать смену звукового фона (от пения и криков к тишине и монотонному шуму).
  • Создать атмосферу (спокойствие, тревога, опасность).
  • Показать внутреннее состояние героев (дремота, настороженность, страх).
  • Сделать природу «живой», наполненной разнообразными звуковыми впечатлениями.

Список ключевых слов:

  • Глаголы: не кричат, не поют, не пахнет, вздыхает, убаюкивает, едешь, чувствуешь, засыпаешь, доносится, раздаётся, опускает, трещали, вздрагивала, воют, казалось, обидел бы.
  • Существительные: трёскотня, крик, звук, голос, шум, следы, потёмках.

Эти слова формируют богатую, многослойную звуковую картину, усиливают эмоциональное восприятие текста и помогают читателю глубже прочувствовать описываемое пространство.

Трескотня² (корень — треск; суффикс — отн; окончание — я)
Трескотня — трещать, суффиксальный.

Удивлённого² (присатвка — у; корень — дивл; суффикс — ённ; окончвние — ого)
Удивлённого — удивить, суффиксальный.

Идти [итт’и] 2 слога
и — [и] — гласный, безударный
д — [т] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
т — [т’] — согласный, глухой, парный, мягкий, парный
и — [и] — гласный, ударный
4 б., 4 зв.

Воют¹ [вой’ут] — 2 слога
в — [в] — согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
о — [о] — гласный, ударный
ю — [й’] — согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
у — [у] — гласный, безударный
т — [т] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
4 б., 5 зв.

  1. (Не) обидел бы³ — глагол, обозначает действие.
  2. Н. ф. — (не) обидеть.
  3. Постоянные признаки:
    — невозвратный;
    — сов. вид;
    — II спр.;
    — переходный.
  4. Непостоянные признаки:
    — в условном накл.;
    — в ед. ч.;
    — в м. р.
  5. Сказуемое.
  1. Волчат³ — существительное, обозначает предмет.
  2. Н. ф. — волчонок.
  3. Постоянные признаки:
    — нарицательное;
    — одушевлённое;
    — м. р.;
    — 2 скл.
  4. Непостоянные признаки:
    — во мн. ч.;
    — в В. п.
  5. Дополнение.
  6. Трещать⁶ —
    1. издавать треск;
    2. (перен. разг.) говорить быстро и много, не умолкая; тараторить;
    3. (перен. разг.) сильно ломить, болеть (о голове);
    4. (перен.) находиться накануне краха, развала, распада.
  7. В прямом значении.
  8. Скрипеть.
  9. Общеупотребительное.
  10. Исконно русское.


Общая оценка
4.2 / 5
Комментарии
Другие предметы