Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 302 Бархударов — Подробные Ответы
302. Проанализируйте схему синтаксического анализа бессоюзного сложного предложения, сопоставьте её со схемами анализа сложносочинённого предложения и сложноподчинённого предложения. Отметьте общее.
Схема синтаксического анализа бессоюзного сложного предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу каждого предложения, входящего в состав сложного; найти их границы.
4. Определить смысловые отношения между предложениями.
5. Составить схему бессоюзного сложного предложения.
6. Проанализировать как простое каждое из предложений, входящих в состав сложного (при необходимости).
Образец синтаксического анализа бессоюзного сложного предложения
Песенка кончилась¹ — раздались обычные рукоплескания².
(И. Тургенев)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.
[ ]¹ — [ ]².
Общее:
- определение вида предложения по цели высказывания;
- определение вида предложения по интонации;
- нахождение грамматической основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного;
- составление схемы предложения;
- анализ каждой части простого предложения (по необходимости).
1. Синтаксический анализ бессоюзного сложного предложения
Схема анализа:
- Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Определить вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
- Найти грамматическую основу каждого предложения, входящего в состав сложного; найти их границы.
- Определить смысловые отношения между предложениями (например: причина — следствие, время, противопоставление и др.).
- Составить схему бессоюзного сложного предложения
(например: [ ] — [ ]). - Проанализировать каждую часть как простое предложение (при необходимости).
Пример: Песенка кончилась¹ — раздались обычные рукоплескания².
- Вид: повествовательное, невосклицательное.
- Грамматические основы: песенка кончилась; рукоплескания раздались.
- Смысловые отношения: первое действие указывает на время второго.
- Схема: [ ]¹ — [ ]².
2. Схема анализа сложносочинённого предложения
Схема анализа:
- Определить вид предложения по цели высказывания.
- Определить вид предложения по интонации.
- Найти грамматическую основу каждого простого предложения, входящего в состав сложного.
- Определить сочинительный союз, который связывает части.
- Составить схему сложносочинённого предложения
(например: [ ] и [ ]). - Проанализировать каждую часть как простое предложение (при необходимости).
Пример: Песенка кончилась¹, и раздались обычные рукоплескания².
- Схема: [ ]¹, и [ ]².
3. Схема анализа сложноподчинённого предложения
Схема анализа:
- Определить вид предложения по цели высказывания.
- Определить вид предложения по интонации.
- Найти грамматическую основу главной и придаточной части.
- Определить подчинительный союз или союзное слово.
- Составить схему сложноподчинённого предложения
(например: [ ], (что …)). - Проанализировать каждую часть как простое предложение (при необходимости).
Пример: Когда песенка кончилась¹, раздались обычные рукоплескания².
- Схема: (Когда [ ]¹), [ ]².
4. Общее в схемах анализа всех типов сложных предложений
- Определение цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Определение интонации (восклицательное или нет).
- Выделение грамматических основ всех частей (простых предложений).
- Выделение границ частей сложного предложения.
- Составление схемы предложения.
- Анализ каждой части как простого предложения (при необходимости).
5. Главное различие
- В бессоюзных предложениях смысловые отношения между частями выражаются без союзов, часто с помощью интонации и знаков препинания.
- В сложносочинённых — части соединены сочинительными союзами (и, а, но, или и др.).
- В сложноподчинённых — одна часть подчинена другой с помощью подчинительных союзов (что, потому что, если и др.).
Вывод:
Все три типа сложных предложений анализируются по схожей схеме: определяются цель, интонация, грамматические основы и границы частей, составляется схема, анализируются части. Главное различие — в способе связи между частями: союзами (сложносочинённое, сложноподчинённое) или бессоюзно (бессоюзное).