Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 246 Бархударов — Подробные Ответы
246. Проанализируйте план синтаксического анализа сложноподчинённого предложения с одним придаточным, сопоставьте его с планом анализа сложносочинённого предложения (см. с. 56). Отметьте общее.
План синтаксического анализа сложноподчинённого предложения с одним придаточным
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу каждого предложения, входящего в состав сложного. Указать главное и придаточное предложения, найти их границы.
4. Задать вопрос от главного к придаточному; указать, к чему относится придаточное (ко всему главному предложению или к слову в главном предложении), чем прикрепляется придаточное (союзом или союзным словом); на основании этого определить вид придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.).
5. Составить схему предложения.
6. Проанализировать как простое каждое из предложений, входящих в состав сложного (при необходимости).
Образец синтаксического анализа сложноподчинённого предложения с одним придаточным
Царскосельский воздух был создан, чтобы песни повторять. (А. Ахматова)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с какой целью?, относится ко всему главному предложению, присоединяется к главному с помощью союза чтобы.
[ ], (союз чтобы …).
План пунктуационного анализа сложноподчинённого предложения
1. Назвать знак завершения предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, сочетание знаков) и объяснить его постановку.
2. Объяснить постановку знаков препинания на уровне сложного предложения (между частями сложноподчинённого предложения), указать их функцию.
3. Объяснить постановку знаков препинания на уровне простого предложения, указать их функцию (разделительная или выделительная).
Образец пунктуационного анализа сложноподчинённого предложения
Многие предложили свои мнения насчёт того, как искоренить буйный дух, обуревавший крестьян Чичикова. (Н. Гоголь)
В конце предложения ставится точка (3), так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение. Это знак завершения.
Знак препинания между главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения (1): запятая ставится после указательного слова в главной части перед союзным словом как. Это знак разделения.
Запятая в простом предложении (в придаточной части) (2) выделяет обособленное распространённое определение, выраженное причастным оборотом, которое находится после определяемого слова. Это знак выделения.
Общее в планах синтаксического анализа сложноподчинённого предложения с одним придаточным и сложносочинённого предложения:
- определение вида предложения по цели высказывания;
- определение вида предложения по интонации;
- определение количества грамматических основ и количества частей в сложном предложении;
- определение средства связи частей сложного предложения;
- составление схемы предложения;
- анализ каждой части, как простого предложения (при необходимости).
План синтаксического анализа сложноподчинённого предложения с одним придаточным.
- Определение вида предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Определение вида предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
- Нахождение грамматической основы каждого предложения, входящего в состав сложного, указание главного и придаточного, нахождение их границ.
- Задание вопроса от главного к придаточному, определение вида придаточного (определительное, изъяснительное и т.д.) по союзу или союзному слову.
- Составление схемы предложения.
- Анализ каждой части как простого предложения (при необходимости).
План синтаксического анализа сложносочинённого предложения (общие черты).
- Определение вида предложения по цели высказывания.
- Определение вида предложения по интонации.
- Определение количества грамматических основ и частей в сложном предложении.
- Определение средств связи частей сложного предложения (союзы, союзные слова).
- Составление схемы предложения.
- Анализ каждой части как простого предложения (при необходимости).
Общее между планами:
- Определение вида предложения по цели высказывания.
- Определение вида предложения по интонации.
- Определение количества грамматических основ и частей предложения.
- Определение средства связи частей предложения (союзы, союзные слова).
- Составление схемы предложения.
- Анализ каждой части как простого предложения (при необходимости).
Таким образом, оба плана включают последовательные шаги по выявлению типа предложения, структуры частей, средств связи и построению схемы, а также анализу каждой части отдельно. Отличие состоит в том, что для сложноподчинённого предложения дополнительно уделяется внимание вопросу от главного к придаточному и определению вида придаточного.