Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:
- Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
- Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
- Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
- Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
- Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.
В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 91 Бархударов — Подробные Ответы
91. Прочитайте текст. Определите, к какой функциональной разновидности языка относится этот текст. Аргументируйте свой ответ. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Расскажите о правописании н и нн в словах разных частей речи. Используйте примеры из текста и приведите свои примеры.
Он [Митя] родился и вырос в деревне, но гимназистом поневоле проводил весну в городе, за исключением одного года, когда он, приехав в деревню на Масленицу, захворал и, поправляясь, пробыл дома март и половину апреля. Это было незабвенное время. Недели две он лежал и только в окно видел каждый день меняющиеся вместе с увеличением в мире тепла и света небеса, снег, сад, его стволы и ветви. Он видел: вот утро и в комнате так ярко и тепло от солнца, что уже ползают по стёклам оживающие мухи… Вот послеобеденный час на другой день: солнце за домом с другой его стороны, а в окно уже до голубизны бледный весенний снег и крупные белые облака в синеве. <…>
Чем была для него [Мити] вся эта весна и особенно этот день, когда так свежо дуло навстречу ему в поле, а лошадь, одолевая насыщенные влагой жнивья и чёрные пашни, так шумно дышала широкими ноздрями, храпя и ревя нутром с великолепной дикой силой?
(И. Бунин. «Митина любовь»)
Функциональная разновидность языка: художественный стиль. Это отрывок из художественного произведения. Автор рисует картину ранней весны в деревне. В тексте использованы художественные средства: эпитеты (незабвенное время, до голубизны бледный снег, оживающие мухи, великолепной дикой силой), метафоры (с увеличением в мире тепла и света).
Он [Митя] родился и вырос в деревне, но гимназистом поневоле проводил весну в городе, за исключением одного года, когда он, приехав в деревню на Масленицу, захворал и, поправляясь, пробыл дома март и половину апреля. Это было незабвенное время. Недели две он лежал и только в окно видел каждый день меняющиеся вместе с увеличением в мире тепла и света небеса, снег, сад, его стволы и ветви. Он видел: вот утро, и в комнате так ярко и тепло от солнца, что уже ползают по стеклам оживающие мухи… Вот послеобеденный час на другой день: солнце за домом, с другой его стороны, а в окне уже до голубизны бледный весенний снег и крупные белые облака в синеве. <…>
Чем была для него [Мити] вся эта весна и особенно этот день, когда так свежо дуло навстречу ему в поле, а лошадь, одолевавшая насыщенные влагой жнивья и черные пашни, так шумно дышала широкими ноздрями, хряпя и ревя нутром с великолепной дикой силой? (И. Бунин. «Митина любовь»)
Паш-ни – [пáшн’и], 2 слога.
п – [п] – согл., глух., парн., тв., парн.;
а – [á] – гласн., ударн.;
ш – [ш] – согл., глух., парн., тв., непарн.;
н – [н’] – согл., звонк., непарн., мягк., парн.;
и – [и] – гласн., безударн.
5 б., 5 зв.
Исключением (корень — исключ; суффикс — ени, окончание — ем)
Оживающие
I. Оживающие – причастие. Мухи (какие?) оживающие.
Н. ф. – оживающий.
II. Пост. действит., наст. вр., несов. в., невозвр.
Непост.: во мн. ч., И. п.
III. Мухи (какие?) оживающие.
Н и НН в разных частях речи:
1) Имена существительные.
Одна буква -н- пишется, если имя существительное образовано от основы имени прилагательного с одним -н-: юность, пряность и др.
Две буквы -нн- пишется, если корень имени существительного оканчивается на -н-, а суффикс начинается с -н-: бесприданница, бессонница и др.
2) Отыменные имена прилагательные.
Две буквы -нн- в отыменных именах прилагательных пишутся в следующих случаях:
- если имена прилагательные образованы от имен существительных и имен прилагательных с помощью суффиксов -енн-, -онн-: послеобеденный, революционный и др.; исключение: ветреный;
- если имена прилагательные образованы от имен существительных с основой на -н при помощи суффикса -н-: весенний, длинный и др.
3) Отглагольные прилагательные и причастия.
В словах две -нн- пишутся, когда есть хотя бы одно из этих условий:
- если есть приставка (кроме не): насыщенный, покрашенный и др.;
- если образовано от глагола совершенного вида: незабвенный, обиженный и др.;
- если есть суффикс -ова, -ева: маринованный, асфальтированный и др.;
- если есть зависимое слово: вязанный бабушкой шарф и др.
4) Наречия.
В наречиях пишется столько же -н-, сколько их пишется в слове, от которого они образованы: безветренно (от «безветренный»).
1. Определение функциональной разновидности языка текста и аргументация
Текст относится к художественному стилю речи.
Аргументация:
- Текст — это отрывок из художественного произведения (повесть И. Бунина «Митина любовь»).
- В нём описывается живая картина природы и внутренние переживания героя, что характерно для художественной литературы.
- Используются художественные средства: эпитеты («незабвенное время», «до голубизны бледный снег», «оживающие мухи», «великолепной дикой силой»), метафоры («увеличением в мире тепла и света»).
- Текст эмоционален, образен, насыщен деталями, создающими яркое впечатление.
2. Переписать текст с расстановкой знаков препинания
Он [Митя] родился и вырос в деревне, но гимназистом поневоле проводил весну в городе, за исключением одного года, когда он, приехав в деревню на Масленицу, захворал и, поправляясь, пробыл дома март и половину апреля. Это было незабвенное время. Недели две он лежал и только в окно видел каждый день меняющиеся вместе с увеличением в мире тепла и света небеса, снег, сад, его стволы и ветви. Он видел: вот утро, и в комнате так ярко и тепло от солнца, что уже ползают по стёклам оживающие мухи… Вот послеобеденный час на другой день: солнце за домом, с другой его стороны, а в окно уже до голубизны бледный весенний снег и крупные белые облака в синеве. <…>
Чем была для него [Мити] вся эта весна и особенно этот день, когда так свежо дуло навстречу ему в поле, а лошадь, одолевая насыщенные влагой жнивья и чёрные пашни, так шумно дышала широкими ноздрями, храпя и ревя нутром с великолепной дикой силой?
3. Правописание Н и НН в словах разных частей речи
Основные правила:
А) Имена существительные:
- Одна буква н пишется, если слово образовано от основы прилагательного с одной буквой н.
Пример: юность (от «юный»). - Две буквы нн пишутся, если корень слова заканчивается на н, а суффикс начинается с н.
Пример: бессонница (корень «сон» + суффикс -ниц-).
Б) Отыменные имена прилагательные:
- Две буквы нн пишутся, если прилагательное образовано с суффиксами -енн- или -онн-.
Примеры: послеобеденный, революционный. - Если прилагательное образовано от существительного с основой на н с помощью суффикса -н-, то пишется две буквы нн.
Примеры: весенний, длинный. - Исключение: ветреный (одна н).
В) Отглагольные прилагательные и причастия:
- Две буквы нн пишутся, если есть приставка (кроме «не»).
Пример: насыщенный. - Если слово образовано от глагола совершенного вида.
Пример: незабвенный. - Если есть суффиксы -ова-, -ева-.
Пример: маринованный. - Если есть зависимое слово.
Пример: вязанный бабушкой шарф.
Г) Наречия:
- В наречиях пишется столько н, сколько их в исходном слове.
Пример: безветренно (от «безветренный»).
4. Примеры из текста
Слово из текста | Часть речи | Правописание Н/НН | Объяснение |
---|---|---|---|
незабвенное | прилагательное | НН | От глагола совершенного вида с приставкой |
оживающие | причастие | Н | От глагола несовершенного вида без приставки |
послеобеденный | прилагательное | НН | Суффикс -енн- |
насыщенные | причастие | НН | Есть приставка «на-» |
весенний | прилагательное | НН | Суффикс -н- от существительного с основой на -н |
бледный | прилагательное | Н | Нет условий для удвоения |
Дополнительные примеры:
- юность (сущ., одна н)
- бессонница (сущ., две нн)
- маринованный (причастие, две нн)
- вязанный шарф (причастие с зависимым словом, две нн)
- ветреный (прилагательное, одна н)
- безветренно (наречие, две нн)
Русский язык