Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:
- Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
- Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
- Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
- Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
- Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.
В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 73 Бархударов — Подробные Ответы
73. Прочитайте. Выпишите сложные предложения в следующем порядке: 1) союзные сложносочинённые; 2) союзные сложноподчинённые; 3) бессоюзные. Проверьте друг у друга выполненное задание, попросите одноклассника обосновать свой выбор.
1) Вот наступит октябрь, и покажутся вдруг журавли. 2) Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто. 3) И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода. 4) Гость молчит, и я ни слова. 5) Я сильный был, но ветер был сильнее. 6) Я люблю, когда шумят берёзы, когда листья падают с берёз. 7) Когда продрогнешь весь, как славен дом и самовар певучий! 8) Помню: луна смотрела в окно, роса блестела на ветке. 9) В окно закатывалось солнце, и влагой веяли пруды. 10) Ночь придёт — любимая окрестность, словно в омут, канет в темноту. 11) Не подберу сейчас такого слова, чтоб стало ясным всё в один момент. 12) Ты говорил, что покинешь дом. 13) В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла, над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола. 14) Зима глухая бродит по дорогам, и вьюга злая жалобно скулит. 15) Осень кончилась — сильный ветер заметает её следы! (Н. Рубцов)
Союзные сложносочинённые: 1) Вот наступит октябрь, и покажутся вдруг журавли. 4) Гость молчит, и я ни слова. 5) Я сильный был, но ветер был сильнее. 9) В окно закатывалось солнце, и влагой веяли пруды. 14) Зима глухая бродит по дорогам, и вьюга злая жалобно скулит.
Союзные сложноподчинённые: 2) Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто. 3) И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода. 6) Я люблю, когда шумят берёзы, когда листья падают с берёз. 7) Когда продрогнешь весь, как славен дом и самовар певучий! 11) Не подберу сейчас такого слова, чтоб стало ясным всё в один момент. 12) Ты говорил, что покинешь дом.
Бессоюзные: 8) Помню: луна смотрела в окно, роса блестела на ветке. 10) Ночь придёт — любимая окрестность, словно в омут, канет в темноту. 13) В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла, над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола. 15) Осень кончилась — сильный ветер заметает её следы!
Я люблю, когда шумят берёзы, когда листья падают с берёз.
(Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце предложения как знак завершения ставится точка. Предложение сложное, состоит из трёх простых предложений, которые разделяются запятой. Точка является разделительным знаком, т. к. отделяет это предложение от других в тексте. Это одиночный знак. Запятая также является разделительным знаком, т. к. служит для разделения простых предложений в составе сложного. Это одиночный знак).
Союзные сложносочинённые предложения
Это предложения, состоящие из двух или более простых частей, соединённых сочинительными союзами (и, но, или, да в значении «и» и др.).
1) Вот наступит октябрь, и покажутся вдруг журавли.
Два простых предложения: «Вот наступит октябрь» и «покажутся вдруг журавли», соединены союзом «и».
4) Гость молчит, и я ни слова.
Два простых предложения: «Гость молчит» и «я ни слова», соединены союзом «и».
5) Я сильный был, но ветер был сильнее.
Два простых предложения: «Я сильный был» и «ветер был сильнее», соединены союзом «но» (противительный).
9) В окно закатывалось солнце, и влагой веяли пруды.
Два простых предложения: «В окно закатывалось солнце» и «влагой веяли пруды», соединены союзом «и».
14) Зима глухая бродит по дорогам, и вьюга злая жалобно скулит.
Два простых предложения: «Зима глухая бродит по дорогам» и «вьюга злая жалобно скулит», соединены союзом «и».
Союзные сложноподчинённые предложения
Это предложения, в которых есть главное и одно или несколько придаточных, связанные подчинительными союзами или союзными словами.
2) Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто.
Главное: «Я слышу печальные звуки»
Придаточное определительное: «которых не слышит никто» (относится к «звуки»).
3) И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода.
Главное: «И стало слышно»
Придаточное изъяснительное: «как над крышей тоскливо воют провода».
6) Я люблю, когда шумят берёзы, когда листья падают с берёз.
Главное: «Я люблю»
Два придаточных времени: «когда шумят берёзы» и «когда листья падают с берёз».
7) Когда продрогнешь весь, как славен дом и самовар певучий!
Главное: пропущено (восклицание)
Два придаточных времени: «Когда продрогнешь весь» и «как славен дом и самовар певучий».
11) Не подберу сейчас такого слова, чтоб стало ясным всё в один момент.
Главное: «Не подберу сейчас такого слова»
Придаточное изъяснительное цели: «чтоб стало ясным всё в один момент».
12) Ты говорил, что покинешь дом.
Главное: «Ты говорил»
Придаточное изъяснительное: «что покинешь дом».
Бессоюзные сложные предложения
Это сложные предложения, части которых связаны без союзов, с помощью интонации, запятых, двоеточий, тире.
8) Помню: луна смотрела в окно, роса блестела на ветке.
Главное: «Помню»
Двоеточие вводит пояснение — две части связаны бессоюзно.
10) Ночь придёт — любимая окрестность, словно в омут, канет в темноту.
Две части: «Ночь придёт» и «любимая окрестность, словно в омут, канет в темноту», связаны тире.
13) В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла, над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола.
Две части, связанные бессоюзно запятой.
15) Осень кончилась — сильный ветер заметает её следы!
Две части, связанные тире.
Я люблю, когда шумят берёзы, когда листья падают с берёз.
1. Тип предложения
- Повествовательное — рассказывает о факте, выражает утверждение.
- Невосклицательное — не выражает сильных эмоций, нет восклицательного знака.
- В конце стоит точка — знак завершения повествовательного предложения.
2. Структура предложения
Это сложное предложение, состоящее из трёх простых частей:
- Простое предложение 1: Я люблю
- Простое предложение 2: когда шумят берёзы
- Простое предложение 3: когда листья падают с берёз
Две последние части — придаточные предложения времени, которые зависят от главного «Я люблю».
3. Пунктуация
- Между главным и придаточными предложениями ставится запятая.
Запятая отделяет главное предложение «Я люблю» от придаточного «когда шумят берёзы». - Между двумя однородными придаточными предложениями, связанными повторяющимся союзом «когда», тоже ставится запятая.
Запятая отделяет придаточное «когда шумят берёзы» от придаточного «когда листья падают с берёз». - В конце предложения ставится точка, так как это конец повествовательного предложения.
4. Роль знаков препинания
- Точка — разделительный знак, который отделяет это предложение от следующих предложений в тексте. Это одиночный знак, указывающий на конец мысли.
- Запятые — разделительные знаки, которые служат для разделения простых предложений внутри сложного. Они показывают границы между главным и придаточными, а также между однородными придаточными.
5. Итог
Предложение состоит из трёх простых частей, связанных подчинительными союзами «когда». Запятые правильно отделяют эти части, а точка завершает всё предложение. Это типичный пример сложноподчинённого предложения с однородными придаточными.
Русский язык