1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Учебник 📕 Бархударов — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Бархударов
9 класс
Тип
Учебник
Автор
С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко
Год
2019-2023
Издательство
Просвещение
Описание

Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.

Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:

  1. Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
  2. Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
  3. Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
  4. Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
  5. Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.

В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 66 Бархударов — Подробные Ответы

Задача

66. Изложение. Послушайте фрагмент статьи известного русского философа XX в. И. Ильина «О России. Три речи». Докажите, что это текст. Объясните членение текста на абзацы. Определите, к какой функциональной разновидности языка и к какому функционально-смысловому типу речи принадлежит этот текст. Какие выразительные средства использует автор? Составьте план текста. Напишите изложение по этому тексту, выразив своё отношение к родному языку. Определите значения выделенных слов и объясните употребление их в тексте.

Ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нём вся она — наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. <…> В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нём — вся поющая русская душа: эхо мира, и стоны человеческие, и зерцало божественных видений². <…>
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовёт его язык.
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу Родину.¹

Краткий ответ:

Это текст, так как в нём предложения между собой соединены по смыслу и грамматически и объединены темой и основной мыслью.
Стиль речи: публицистический.
Тип речи: рассуждение.
Выразительные средства: эпитеты (например, дивный, могучий, поющий язык), метафоры (например, в нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков).

План:

  1. Дар России – язык.
  2. В языке вся русская душа.
  3. Такой разный язык.
  4. Самобытный язык.
  5. Не любить язык – не любить Родину.

Изложение
Ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь, и богатство; и стихийность, и нежность; и простота, и размах; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. В нём колокола и колокольчики. В нём шелесты и вздохи. В нём клёкот, и свист, и щебет птичий. В нём громы, и рыки, и вихри, и плески. В нём – вся поющая русская душа: эхо мира, и стоны человеческие, и зерцало божественных видений².

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовёт его язык.
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его – значит не любить нашу Родину.⁴

Как красиво, как образно передал автор богатство русского языка! И как горюет о том, что не сберегли наш язык! Сегодня вопрос о чистоте языка, о сохранении его самобытности, уникальности волнует многих русских людей. В наш язык вливается много слов, не только новых, но и чуждых нашей культуре. Я очень надеюсь, что русский язык переживёт и этот трудный этап в своей истории, отбросит весь словесный мусор, шелуху и сохранит свою неповторимость, выразительность, поэтичность.

Видений (корень — вид; суффиксы — е, ни; окончание — й) 
Видений ← видеть – суффиксальный.

Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу Родину.⁴
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено однородными подлежащими, связанными при помощи интонации, и однородными сказуемыми, связанными при помощи интонации и союза).

Зерцало – (старин.) то же, что зеркало.

Риза –

  1. Верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения.
  2. (ист.) Богатое, украшенное золотом, обычно царское одеяние.
  3. (церк.) Оклад, металлическая накладка на иконах на тех местах, где изображена одежда.
  4. (устар., преим. в поэт., образной речи) Платье, одеяние.
Подробный ответ:

1. Докажите, что это текст.

Текст — это связное и осмысленное высказывание, обладающее целостностью и единством темы. В данном случае перед нами связное рассуждение о русском языке как даре России, о его богатстве и значении для народа. Все предложения связаны по смыслу, раскрывают одну тему — значение и красоту русского языка. Текст делится на абзацы, каждый из которых раскрывает отдельную мысль, но все вместе они формируют целостное высказывание.

2. Объясните членение текста на абзацы.

Текст разделён на абзацы по смысловым блокам:

  • Первый абзац — вводный, в котором даётся общее утверждение: язык — дар России.
  • Второй абзац — описательная часть, где перечисляются качества и особенности языка, его богатство и звучание.
  • Третий абзац — раскрывает характер языка, его духовную и национальную значимость.
  • Четвёртый абзац — заключение, выражающее сожаление о том, что не всегда бережно относились к языку, и подчёркивающее связь любви к языку с любовью к Родине.

Такое членение помогает логично и последовательно раскрыть тему.

3. К какой функциональной разновидности языка и к какому функционально-смысловому типу речи принадлежит этот текст?

  • Функциональная разновидность языкапублицистический стиль.
    Текст рассчитан на широкую аудиторию, содержит эмоциональные и выразительные средства, направлен на убеждение и воспитание патриотизма.
  • Функционально-смысловой тип речирассуждение.
    Автор рассуждает о значении русского языка, приводит аргументы, размышляет о его роли и ценности.

4. Какие выразительные средства использует автор?

  • Эпитеты («дивный», «могучий», «поющий», «неограниченных возможностей», «неуловимых прозрачностей»).
  • Метафоры («поющий язык», «зерцало божественных видений», «язык режущей мысли»).
  • Повторения (например, многократное использование слов «в нём» для создания ритма и акцента).
  • Олицетворения (язык как живое существо, обладающее душой).
  • Сравнения и звуковые образы («гудение далёких колоколов», «серебро ближних колокольчиков», «шелесты и вздохи»).

Эти средства делают текст образным, эмоциональным и выразительным.

5. Составьте план текста.

  1. Язык — дар России.
  2. Богатство и разнообразие русского языка.
  3. Духовная и национальная значимость языка.
  4. Необходимость бережного отношения к языку.
  5. Любовь к языку как любовь к Родине.

6. Напишите изложение по этому тексту, выразив своё отношение к родному языку.

Россия подарила нам великий дар — русский язык. Это могучий, красивый и поющий язык, в котором отражается вся наша страна, её богатство и ширь. В языке звучат и громы, и нежные звуки природы, в нём живёт душа русского народа. Русский язык — это язык сильной мысли, предчувствий, решений и свершений. Он отражает национальный характер и духовное призвание народа. К сожалению, не всегда мы умели беречь и развивать наш язык, его звучание и правописание. Но любить и беречь родной язык — значит любить свою Родину. Я горжусь своим родным языком и считаю важным сохранять его чистоту и самобытность, передавать эту любовь будущим поколениям.

7. Определите значения выделенных слов и объясните употребление их в тексте.

  • Зерцало — устаревшее слово, означающее «зеркало». Автор использует его для создания образа, подчёркивающего возвышенность и поэтичность языка, его способность отражать божественные видения, духовный мир.
  • Риза — многозначное слово:
    1. Верхнее облачение священника во время богослужения;
    2. Богатое царское одеяние, украшенное золотом;
    3. Металлическая накладка на иконах;
    4. В переносном смысле — платье, одежда.
      В тексте «ризы его органически выросшего правописания» — метафора, означающая внешний вид, оформление языка, его структуру и правила, которые как одежда украшают и защищают язык.

Русский язык

Общая оценка
3.6 / 5
Комментарии
Другие предметы