Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 521 Бархударов — Подробные Ответы
521. Прочитайте. Определите, к какой функциональной разновидности языка относится этот текст. Спишите, соблюдая правила правописания.
Солнце только (что) начало подыматься. Верстах в трёх от станции со всех сторон открылась степь, и (ничего) не было видно кроме однообразной печальной сухой равнины с испещрённым следами скотины песком и поблёкшею (кое-)где травой с низкими камышами в лощинах с редкими чуть проторёнными дорожками и ногайскими кочевьями (далеко) далеко дремавшими на горизонте. Во всём поражало отсутствие теней и суровый вид местности. Солнце всходит и заходит всегда красно в степи. Когда бывает ветер, то ветер переносит целые горы песку. Когда тихо, как было в это утро, то тишина, нарушаемая движением, звуком, особенно поразительна. В это утро в степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось, было как-то особенно пустынно и мягко. Воздух шелохнулся только и слышно было, как ступали лошади и пофыркивали, да и этот звук раздевался слабо и тотчас замер.
(Л. Толстой. «Казаки»)
Солнце только что начинало подыматься. Верстах в трёх от станции со всех сторон открылась степь, и ничего не было видно, кроме однообразной, печальной, сухой равнины с испещрённым следами скотины песком и поблёкшею кое-где травой с низкими камышами в лощинах, с редкими, чуть проторёнными дорожками и ногайскими кочевьями, далеко-далеко видневшимися на горизонте. Во всём поражало отсутствие тени и суровый вид местности. Солнце всходит и заходит, всегда красно в степи. Когда тихо, как было в это утро, то тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. В это утро в степи было как-то особенно пустынно и мягко. Воздух не шелохнулся; только и слышно было, как ступали на лошади и пофыркивали; да и этот звук раздавался слабо и тотчас замирал.
(Л. Толстой)
Стиль текста — художественный.
Фонетический разбор
Отсутствие — [ац:уцітв’ий’э]
о — [а] — гласный, безударный;
т — согласный, глухой непарный, твёрдый непарный;
с — не образует звука в данном слове;
у — [у] — гласный, ударный;
т — [ц] — согласный, глухой непарный, твёрдый непарный;
с — не образует звука в данном слове;
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;
и — [и] — гласный, безударный;
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный;
[э] — гласный, безударный;
10 букв, 9 звуков, 4 слога
Морфемный и словообразовательный разбор
Всходит — ходит — приставочный
Всходит — в приставка,
с — приставка,
-ход- корень,
-ит окончание.
Морфологический разбор
1. Равнины — имя существительное, означает предмет, отвечает на вопрос что?
2. Начальная форма — равнина
3. Морфологические признаки
- Постоянные: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1 склонение;
- Непостоянные: единственное число, родительный падеж.
4. Синтаксическая роль: дополнение.
Синтаксический разбор предложения
(Когда тихо, как было в это утро), [то тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна].
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным обстоятельственным времени)
1 часть — придаточное, односоставное, безличное, нераспространенное, осложнено вставной конструкцией;
2 часть — главное, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом.
(Когда ), [ ].
Лексический разбор
Пофыркивали —
- С шумом выпускать воздух из ноздрей. Фыркают кони.
- перен. Смеяться, производя отрывистые звуки носом, губами (разг.). Насмешливо.
- перен. Сердиться, брюзжать, выражая недовольство чем-н. (разг.). Всем недоволен, на всех фыркает.
Стиль текста — художественный.
Солнце только что начинало подыматься. Верстах в трёх от станции со всех сторон открылась степь, и ничего не было видно, кроме однообразной, печальной, сухой равнины с испещрённым следами скотины песком и поблёкшею кое-где травой с низкими камышами в лощинах, с редкими, чуть проторёнными дорожками и ногайскими кочевьями, далеко-далеко видневшимися на горизонте. Во всём поражало отсутствие тени и суровый вид местности. Солнце всходит и заходит, всегда красно в степи. Когда тихо, как было в это утро, то тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. В это утро в степи было как-то особенно пустынно и мягко. Воздух не шелохнулся; только и слышно было, как ступали на лошади и пофыркивали; да и этот звук раздавался слабо и тотчас замирал.
(Л. Толстой)
1. Фонетический разбор
Здесь анализируется звучание слова (в данном случае, судя по морфемному разбору, слово — «всходит»).
- Указывается, сколько букв и звуков в слове (10 букв, 9 звуков, 4 слога).
- Каждая буква разбирается по звуковым характеристикам:
- гласный или согласный;
- звонкий или глухой;
- парный или непарный (по звонкости);
- твёрдый или мягкий;
- ударный или безударный.
- Также отмечается, если буква не образует звука (например, в некоторых случаях буква «ь» или «ъ» не произносится).
2. Морфемный и словообразовательный разбор
Здесь слово разбивается на морфемы — минимальные значимые части:
- Приставка (например, «вс-», «с-»);
- Корень (например, «ход»);
- Окончание (например, «-ит»).
Это помогает понять, из каких частей состоит слово и как они влияют на его значение.
3. Морфологический разбор
Определяются грамматические признаки слова:
- Часть речи (имя существительное, глагол и т.д.);
- Начальная форма (лемма) — словарная форма слова (например, «равнина» для слова «равнины»);
- Постоянные признаки: род, число, склонение, одушевлённость и т.п.;
- Непостоянные признаки: падеж, число и т.д., которые меняются в разных формах слова;
- Синтаксическая роль — какую функцию слово выполняет в предложении (например, подлежащее, дополнение).
4. Синтаксический разбор предложения
Разбирается структура сложного предложения:
- Определяется тип предложения (повествовательное, вопросительное, восклицательное);
- Определяется сложность (простое или сложное);
- Определяются части сложного предложения (главная и придаточная), их виды и функции;
- Описываются синтаксические конструкции (например, причастные обороты, вставные конструкции);
- Пример: (Когда тихо, как было в это утро), [то тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна]. — повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным обстоятельственным времени.
5. Лексический разбор
Объясняется значение слова, его переносные значения и стилистические особенности:
- Основное значение (например, «пофыркивали» — издавать шум при выпускании воздуха из ноздрей);
- Переносные значения (например, «смеяться с отрывистыми звуками носом»);
- Оценка эмоциональной окраски (разговорное, насмешливое, выражающее недовольство).