Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:
- Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
- Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
- Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
- Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
- Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.
В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 52 Бархударов — Подробные Ответы
52. Прочитайте и разберите данные словосочетания. Спишите, обозначив в них главные слова. Укажите способ связи. Составьте и запишите с выделенными словосочетаниями три разных по цели высказывания предложения. Подготовьте устный ответ о строении и грамматическом значении словосочетаний и предложений. На каких правилах основано написание слов с пропущенными буквами? Сформулируйте правила и представьте эту информацию в виде схемы.
Стелющиеся р..стения, густые зар..сли, ясно изл..гать, подготовиться к изл..жению, подб..рать материал, зап..реть ключом, возвр..щаться лесом, хор..шо ориентироваться, выр..стить в т..плице², зан..маться в библиотеке, лёгкое прик..сновение, пров..сти к..сательную, покраснеть от смущения, приехать работать, мировоззрение² п..сателя.
Стелющиеся растения (раст) (согласование), густые заросли (рос) (согласование), ясно излагать (лад) (примыкание), подготовиться к изложению (лож) (управление), подбирать (бира) материал (управление), запереть ключом (управление), возвращаться лесом (управление), хорошо ориентироваться (примыкание), вырастить (раст) в теплице² (тёплый) (управление), заниматься (нима) в библиотеке (управление),
лёгкое прикосновение (кос, нет -а-) (согласование), провести (вёл) касательную (каса) (управление), покраснеть от смущения (управление), приехать работать (примыкание), мировоззрение² писателя (пишет) (управление).
- Ты подготовился к изложению? (вопросительное)
- Чтобы не заблудиться в лесу, надо хорошо ориентироваться на местности. (повествовательное)
- Потрудись ясно излагать свои мысли! (побудительное)
Словосочетание — это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Грамматическая — с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак, действие), а другое — зависимое (поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задаётся вопрос от главного. Различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания. Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова. Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово. Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащее, сказуемое) или одного из них. По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматических основы). Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные. В грамматической основе выражается грамматическое значение предложения. Это значение связано со значением наклонения и времени глагола-сказуемого.
Теплице² (корень — тепл; суффикс- иц; окончание — е)
Теплице ← тёплый — суффиксальный.
Мировоззрение² ( корень — мир; приставка — воз; корень — зр; суффикс- ени; окончание -е)
Мировоззрение ← мир воззрение — сложение основ.
Написание слов с пропущенными буквами основано на правилах правописания слов с чередующимися гласными в корне и безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
Стелющиеся растения (раст) (согласование), густые заросли (рос) (согласование), ясно излагать (лад) (примыкание), подготовиться к изложению (лож) (управление), подбирать (бира) материал (управление), запереть ключом (управление), возвращаться лесом (управление), хорошо ориентироваться (примыкание), вырастить (раст) в теплице² (тёплый) (управление), заниматься (нима) в библиотеке (управление),
лёгкое прикосновение (кос, нет -а-) (согласование), провести (вёл) касательную (каса) (управление), покраснеть от смущения (управление), приехать работать (примыкание), мировоззрение² писателя (пишет) (управление).
1. Разбор словосочетаний с обозначением главных слов и указанием способа связи
Словосочетание | Главное слово | Зависимое слово | Способ связи |
---|---|---|---|
Стелющиеся растения | растения | стелющиеся | согласование |
густые заросли | заросли | густые | согласование |
ясно излагать | излагать | ясно | примыкание |
подготовиться к изложению | подготовиться | к изложению | управление |
подбирать материал | подбирать | материал | управление |
запереть ключом | запереть | ключом | управление |
возвращаться лесом | возвращаться | лесом | управление |
хорошо ориентироваться | ориентироваться | хорошо | примыкание |
вырастить в теплице | вырастить | в теплице | управление |
заниматься в библиотеке | заниматься | в библиотеке | управление |
лёгкое прикосновение | прикосновение | лёгкое | согласование |
провести касательную | провести | касательную | управление |
покраснеть от смущения | покраснеть | от смущения | управление |
приехать работать | приехать | работать | примыкание |
мировоззрение писателя | мировоззрение | писателя | управление |
2. Составление трёх предложений с выделенными словосочетаниями (разных по цели высказывания)
- Вопросительное: Ты подготовился к изложению?
- Повествовательное: Чтобы не заблудиться в лесу, надо хорошо ориентироваться на местности.
- Побудительное: Потрудись ясно излагать свои мысли!
3. Устный ответ о строении и грамматическом значении словосочетаний и предложений
- Словосочетание — это соединение двух или более слов, связанных между собой смыслом и грамматически. В словосочетании есть главное слово (называет предмет, признак, действие) и зависимое (поясняет, уточняет главное). Связь между словами может быть трёх видов: согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже), управление (зависимое слово стоит в падеже, который требует главное слово), примыкание (зависимое слово неизменяемое, связано с главным только по смыслу).
- Предложение — это основная синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль, сообщение, вопрос или побуждение. Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), и по цели высказывания делится на повествовательные, вопросительные и побудительные.
4. Правила написания слов с пропущенными буквами
Написание слов с пропущенными буквами основано на следующих правилах:
- Чередующиеся гласные в корне: выбор гласной зависит от последующего суффикса или ударения (например, «раст/рос/ращ» — растение, вырос).
- Безударные гласные в корне: гласная проверяется ударением в однокоренных словах (например, «заросли» — проверочное слово «рос»).
- Суффиксальные слова: суффикс влияет на написание (например, «теплице» — от «тёплый»).
- Сложение основ: слова, образованные сложением двух основ (например, «мировоззрение» — мир + воззрение).
Русский язык