Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 497 Бархударов — Подробные Ответы
497. Прочитайте. Какие способы передачи чужой речи использует писатель? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Измените способ передачи чужой речи в выделенном предложении.
Глеба несколько оледенелого подвели в зале к человеку с бакенбардами. Отец сказал:
— Это мой сын.
Глеб поклонился и «шаркнул ножкой».
Губернатор рассеянно-ласково подал ему руку, потрепал по голове.
Будущий охотник сказал отец: — Ныне калужский гимназист. — А! Отлично.
Губернатор спросил, как он учится. Узнав от отца, что хорошо, кивнул благожелательно.
(Б. Зайцев. «Путешествие Глеба»)
Писатель использует такие способы передачи чужой речи, как диалог и косвенная речь.
Глеба, несколько оледенелого, подвели в зале к человеку с бакенбардами. Отец сказал:
– Это мой сын.
Губернатор рассеянно-ласково подал ему руку, потрепал по голове.
– Будущий охотник, – сказал отец. – Ныне калужский гимназист. – А! Отлично.
Губернатор спросил, как он учится. Узнав от отца, что хорошо, кивнул благожелательно.
(Б. Зайцев)
Примеры изменения способа передачи чужой речи:
Губернатор спросил: «Как ты учишься?»
Губернатор спросил: – Как ты учишься?
Писатель использует два основных способа передачи чужой речи:
Глеба, несколько оледенелого, подвели в зале к человеку с бакенбардами. Отец сказал:
– Это мой сын.
Губернатор рассеянно-ласково подал ему руку, потрепал по голове.
– Будущий охотник, – сказал отец. – Ныне калужский гимназист. – А! Отлично.
Губернатор спросил, как он учится. Узнав от отца, что хорошо, кивнул благожелательно.
(Б. Зайцев)
- Диалог — прямая речь, оформленная с помощью тире и кавычек (в данном отрывке — тире).
- Косвенная речь — пересказ чужих слов без прямого цитирования, часто с использованием союзов (например, «как», «что») и без кавычек.
Пример из текста
Прямая речь (диалог):
- Отец сказал:
– Это мой сын. - Отец сказал:
– Будущий охотник, – сказал отец. – Ныне калужский гимназист. – А! Отлично.
Здесь мы видим прямую речь, где слова персонажей выделены тире и оформлены как диалог.
Косвенная речь:
- Губернатор спросил, как он учится. Узнав от отца, что хорошо, кивнул благожелательно.
Здесь автор пересказывает вопрос губернатора и ответ отца без прямого цитирования, используя союз «как» и придаточное предложение.
Изменение способа передачи чужой речи
В задании предлагается изменить способ передачи чужой речи в выделенном предложении:
Исходное предложение:
Губернатор спросил, как он учится.
Варианты изменения:
- Прямая речь с кавычками:
Губернатор спросил: «Как ты учишься?» - Прямая речь с тире:
Губернатор спросил:
– Как ты учишься?
Итог
- В тексте используются оба способа передачи чужой речи — диалог (прямая речь) и пересказ (косвенная речь).
- Прямая речь помогает показать живое общение персонажей, их интонации, эмоции.
- Косвенная речь используется для краткого пересказа, когда важна суть сказанного, но не дословная форма.
- Переключение между этими способами делает текст более выразительным и динамичным.