Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 488 Бархударов — Подробные Ответы
488. Спишите, соблюдая правила правописания. Составьте схемы предложений, в которых есть обобщающие слова при однородных членах. Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах. Какие значения вносят в предложения различные союзы?
1) Мы св..рнули п..латки взв..лили на себя рю..заки и пошли. (К. Паустовский) 2) С востока наносило (н..)то ни..кие, чёрные тучи (н..)то холодный дым исполинского пожара. (К. Паустовский) 3) На столе на полу на тесовой полочке всюду стояли и лежали книги. (В. Солоухин) 4) Я (н..)вижу (н..)голубого неба (н..)синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (И. Гончаров) 5) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на п..рилах б..лкона и на листве. (А. Н. Толстой) 6) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на Север. 7) Всюду и (на)верху и (в)низу к..пела работа. (К. Станюкович) 8) Все породы дерев смолистых как то сосна ель пихта и проч..е называются красным лесом или краснолесьем. (С. Аксаков)
- Мы свернули (свёрнуты) палатки (словарное слово), взвалили (взваливать) на себя рюкзаки (словарное слово) и пошли. (К. Паустовский)
- С востока наносило не то (союз) низкие (низок), чёрные тучи, не то (союз) холодный дым исполинского пожара. (К. Паустовский)
- На столе, на полу, на тесовой полочке — всюду стояли и лежали книги. (В. Солоухин)
- Я не вижу (глагол) ни голубого (частица ни, усиление отрицания) неба, ни синего (частица ни, усиление отрицания) моря. Шум, холод и солёные брызги — вот пока моя сфера! (И. Гончаров)
- Иней подолгу лежал на скатах крыш, и у колодца, и на перилах (словарное слово) балкона (словарное слово), и на листве. (А. Н. Толстой)
- Я поеду теперь на Дальний Восток либо на Север.
- Всюду: и наверху (наречие), и внизу (наречие) — кипела (словарное слово) работа. (К. Станюкович)
- Все породы дерев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта и прочие — называются красным лесом, или краснолесьем. (С. Аксаков)
Разбор слова «краснолесьем»: (корни — крас, лесь; окончание — ем)
Краснолесь[ем] = красный + лес, сложение основ и суффиксация.
Разбор слова «перилах»:
- Существительное, обозначает предмет.
- Начальная форма — перила.
- Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое.
- Непостоянные признаки: всегда множественное число, в предложном падеже.
- Обстоятельство.
Разбор слова «смолистых»:
- Прилагательное, обозначает признак предмета.
- Начальная форма — смолистый.
- Постоянные признаки: качественное.
- Непостоянные признаки: в полной форме, во множественном числе, в родительном падеже.
- Определение.
Правила постановки знаков препинания при обобщающих словах:
- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие:
Пример: Снег лежал всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах. - Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире:
Пример: На дорожках, на скамейках, на крышах — всюду лежал снег. - Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов — тире:
Пример: Всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах — лежал снег.
Группы сочинительных союзов:
- Соединительные:
а; да = и; ни… ни; тоже; также; не только… но и; как… так и.
Вносят значение одновременности либо последовательности. - Разделительные:
то… то; не то… не то; или; либо; то ли… то ли.
Вносят значение чередования. - Противительные:
а, но, да = но, однако, зато, только, же.
Вносят значение противопоставления.
- Мы свернули (свёрнуты) палатки (словарное слово), взвалили (взваливать) на себя рюкзаки (словарное слово) и пошли. (К. Паустовский)
- С востока наносило не то (союз) низкие (низок), чёрные тучи, не то (союз) холодный дым исполинского пожара. (К. Паустовский)
- На столе, на полу, на тесовой полочке — всюду стояли и лежали книги. (В. Солоухин)
- Я не вижу (глагол) ни голубого (частица ни, усиление отрицания) неба, ни синего (частица ни, усиление отрицания) моря. Шум, холод и солёные брызги — вот пока моя сфера! (И. Гончаров)
- Иней подолгу лежал на скатах крыш, и у колодца, и на перилах (словарное слово) балкона (словарное слово), и на листве. (А. Н. Толстой)
- Я поеду теперь на Дальний Восток либо на Север.
- Всюду: и наверху (наречие), и внизу (наречие) — кипела (словарное слово) работа. (К. Станюкович)
- Все породы дерев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта и прочие — называются красным лесом, или краснолесьем. (С. Аксаков)
Разбор слова «краснолесьем»
- Корни: крас + лесь
- Окончание: -ем
- Структура слова:
Это сложное слово, образованное путём сложения основ слов «красный» и «лес» с добавлением суффикса и окончания. - Морфемный разбор:
крас-н-олесь-ем
где:- крас — корень (от «красный»)
- н — соединительная гласная
- лесь — корень (от «лес»)
- ем — окончание (предложный падеж, единственное число)
Разбор слова «перилах»
- Часть речи: существительное
- Значение: обозначает предмет (перила — ограждение, поручни)
- Начальная форма: перила (множественное число)
- Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- Непостоянные признаки:
- всегда множественное число
- предложный падеж (форма «перилах»)
- Синтаксическая роль: обстоятельство (указывает место)
Разбор слова «смолистых»
- Часть речи: прилагательное
- Значение: обозначает признак предмета (наличие смолы)
- Начальная форма: смолистый
- Постоянные признаки:
- качественное прилагательное
- Непостоянные признаки:
- полная форма
- множественное число
- родительный падеж
- Синтаксическая роль: определение (характеристика существительного «дерев»)
Правила постановки знаков препинания при обобщающих словах
- Обобщающее слово перед однородными членами:
После обобщающего слова ставится двоеточие.
Пример:
Снег лежал всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах. - Обобщающее слово после однородных членов:
Перед обобщающим словом ставится тире.
Пример:
На дорожках, на скамейках, на крышах — всюду лежал снег. - Обобщающее слово перед однородными членами, предложение продолжается:
После обобщающего слова ставится двоеточие, после однородных членов — тире.
Пример:
Всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах — лежал снег.
Группы сочинительных союзов с подробностями
1. Соединительные союзы
Обозначают одновременность или последовательность действий, явлений.
Примеры:
- а
- да (= и)
- ни… ни
- тоже
- также
- не только… но и
- как… так и
Пример:
Он не только учился, но и работал.
2. Разделительные союзы
Обозначают выбор, чередование, альтернативу.
Примеры:
- то… то
- не то… не то
- или
- либо
- то ли… то ли
Пример:
То дождь идёт, то солнце светит.
3. Противительные союзы
Обозначают противопоставление, контраст между частями предложения.
Примеры:
- а
- но
- да (= но)
- однако
- зато
- только
- же
Пример:
Он хотел уйти, но остался.