Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:
- Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
- Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
- Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
- Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
- Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.
В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 46 Бархударов — Подробные Ответы
46. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите глаголы в повелительном наклонении. Объясните их правописание. Какие предложения в этом тексте являются односоставными? Подчеркните в них грамматическую основу и определите вид. Как можно объяснить использование их в этом тексте? Для какого функционально-смыслового типа речи и функционального стиля характерно употребление глаголов в повелительном наклонении? Обменяйтесь мнениями о прочитанном отрывке из выступления космонавта А. Леонова.
Когда вы вырастете, вы должны успеть сделать больше, чем успели мы. Став(?)те перед собой задачи и обязательно добивайтесь³ их решения. Безвольный, ленивый и изнеже(н, нн)ый человек н..чего (не)может достигнуть. Можно и даже нужно увлека(т, ться) многими вещами, но нужно успешно соч..тать увл..чения со своим главным делом. Для вас это — учение. И в любом своём заняти.. надо стреми(т, ться) дойти до сути, не плавать по поверхности.
Каждому из вас, ребята, хочу пожелать: ищите большую цель в жизни. Ищите её уже сейчас, когда вы учитесь в школе. И ещё: не бойтесь трудностей и не п..суйте перед ними, в борьбе зак..ляе(т, ться) и крепнет характер и происходит рождение Человека.
Когда вы вырастете, вы должны успеть сделать больше, чем успели мы. Ставьте (повелит. накл., после мягкого согласного) перед собой задачи и обязательно добивайтесь³ (повелит. накл.) их решения (односост. опр.-личное).
Безвольный, ленивый и изнеженный (полное страд. причастие, образованное от глагола сов. вида) человек ничего (отриц. мест., без ударения) не может (глагол) достигнуть. Можно и даже нужно увлекаться (что делать?) многими вещами, но нужно успешно сочетать (исключение) увлечения (увлечь) со своим главным делом (односост. безличное). Для вас это – учение. И в любом своём занятии (сущ. на -ие П. п.) надо стремиться (что делать?) дойти до сути, не плавать по поверхности (односост. безличное).
Каждому из вас, ребята, хочу пожелать (односост. опр.-личное): ищите (повелит. накл.) большую цель в жизни (односост. опр.-личное).
Ищите (повелит. накл.) её уже сейчас (односост. опр.-личное), когда вы учитесь в школе. И ещё: не бойтесь (повелит. накл.) трудностей и не пасуйте (пас., повелит. накл.) перед ними (односост. опр.-личное), в борьбе закаляется (закалка, что делает?) и крепнет характер и происходит рождение Человека.
(А. Леонов)
На конце глаголов в повелительном наклонении после шипящих и мягких согласных пишется Ь и сохраняется перед суффиксами -ся и -те:
нарежь – нарежьте, спрячь – спрячься – спрячьте, ставь – ставьте.
Исключение: ляг, лягте.
В глаголах 2-го лица множественного числа повелительного наклонения пишется -ите:
Срочно вышлите тот документ.
Использование в этом тексте односоставных определённо-личных и безличных предложений можно объяснить тем, что в большинстве это побудительные предложения, а они, как правило, обращаются не к кому-то конкретному, а к широкому кругу лиц, поэтому подлежащее в таких предложениях не столь важно.
Употребление глаголов в повелительном наклонении характерно преимущественно для разговорного стиля речи, но также активно употребляется как в публицистическом (тип речи рассуждение), так и в художественном стиле речи (тип речи повествование: это может быть диалог, обращение автора к читателю и т.д.).
- Добивайтесь³ – глагол, обозначает действие.
- Н. ф. – добиваться.
- Постоянные признаки:
– возвратный;
– несов. вид;
– I спр.;
– непереходный. - Непостоянные признаки:
– в повелит. накл.;
– во мн. ч. - Сказуемое.
1. Текст:
Когда вы вырастете, вы должны успеть сделать больше, чем успели мы. Ставьте (повелит. накл., после мягкого согласного) перед собой задачи и обязательно добивайтесь³ (повелит. накл.) их решения (односост. опр.-личное).
Безвольный, ленивый и изнеженный (полное страд. причастие, образованное от глагола сов. вида) человек ничего (отриц. мест., без ударения) не может (глагол) достигнуть. Можно и даже нужно увлекаться (что делать?) многими вещами, но нужно успешно сочетать (исключение) увлечения (увлечь) со своим главным делом (односост. безличное). Для вас это – учение. И в любом своём занятии (сущ. на -ие П. п.) надо стремиться (что делать?) дойти до сути, не плавать по поверхности (односост. безличное).
Каждому из вас, ребята, хочу пожелать (односост. опр.-личное): ищите (повелит. накл.) большую цель в жизни (односост. опр.-личное).
Ищите (повелит. накл.) её уже сейчас (односост. опр.-личное), когда вы учитесь в школе. И ещё: не бойтесь (повелит. накл.) трудностей и не пасуйте (пас., повелит. накл.) перед ними (односост. опр.-личное), в борьбе закаляется (закалка, что делает?) и крепнет характер и происходит рождение Человека.
(А. Леонов)
2. Укажите глаголы в повелительном наклонении. Объясните их правописание.
Глаголы в повелительном наклонении:
- Ставьте
- Добивайтесь
- Ищите
- Не бойтесь
- Не пасуйте
Правописание:
- Повелительное наклонение глаголов образуется от основы настоящего времени с добавлением суффиксов -и-, -й- и окончаний -те (во множественном числе).
- В словах после мягкого согласного (ставьте, добивайтесь) пишется буква «ь» для смягчения, а окончание -те указывает на множественное число или вежливую форму.
- В глаголах с возвратной частицей (-ся, -сь) частица пишется отдельно или слитно в зависимости от формы, здесь — слитно (добивайтесь, увлекаться).
3. Какие предложения в этом тексте являются односоставными? Подчеркните в них грамматическую основу и определите вид.
Односоставные предложения — это те, в которых есть только один главный член (подлежащее или сказуемое).
В данном тексте односоставные предложения:
- Ставьте перед собой задачи и обязательно добивайтесь их решения.
Грамматическая основа: Ставьте, добивайтесь (односоставные, определённо-личные) - Надо стремиться дойти до сути, не плавать по поверхности.
Грамматическая основа: надо стремиться, не плавать (односоставные, безличные) - Хочу пожелать:
Грамматическая основа: хочу (односоставное, определённо-личное) - Ищите большую цель в жизни.
Грамматическая основа: ищите (односоставное, определённо-личное) - Ищите её уже сейчас.
Грамматическая основа: ищите (односоставное, определённо-личное) - Не бойтесь трудностей и не пасуйте перед ними.
Грамматическая основа: не бойтесь, не пасуйте (односоставные, определённо-личные) - В борьбе закаляется и крепнет характер и происходит рождение Человека.
Грамматическая основа: закаляется, крепнет, происходит (односоставные, безличные)
4. Как можно объяснить использование односоставных предложений в этом тексте?
- Односоставные предложения, особенно определённо-личные, часто используются в призывах, наставлениях, чтобы подчеркнуть волю говорящего и направленность высказывания на собеседника (например, в повелительных предложениях).
- Безличные предложения подчёркивают объективные процессы или состояния, не связанные с конкретным субъектом, что помогает создать обобщённый, философский тон (например, «в борьбе закаляется характер»).
- Использование односоставных предложений делает речь более выразительной, эмоциональной и мотивирующей, что важно в выступлении.
5. Для какого функционально-смыслового типа речи и функционального стиля характерно употребление глаголов в повелительном наклонении?
- Функционально-смысловой тип речи: побуждающий (призывный).
- Функциональный стиль: публицистический и официально-деловой стиль, а также разговорный стиль в форме наставления или мотивации.
- В данном случае — выступление с мотивационной речью, где важны призывы к действию и формирование определённого настроя у слушателей.
6. Обмен мнениями о прочитанном отрывке из выступления космонавта А. Леонова
Отрывок вдохновляет и мотивирует к целеустремлённости и труду. Леонов подчёркивает важность ответственности за свою жизнь, необходимость ставить цели и добиваться их. Его слова актуальны для молодёжи, особенно для школьников, так как учение и формирование характера — ключевые этапы развития личности. Использование повелительных форм глаголов создаёт живой, энергичный тон, побуждающий к действию. В целом, выступление несёт позитивный и воспитательный посыл.
Русский язык