Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 423 Бархударов — Подробные Ответы
423. Заполните таблицы по образцу.
Самостоятельные части речи
Часть речи | Что обозначает | Примеры |
---|---|---|
Имя существительное | Предмет | Дорога, урок, новость, старина, человечество, бег, сливки, Шекспир |
Служебные части речи
Часть речи | Функция в предложении | Примеры |
---|---|---|
Предлог | Уточняет значение падежа имени существительного или местоимения | Бриться перед зеркалом, висит около зеркала, подошёл к зеркалу, написано на зеркале |
Самостоятельные части речи
Как отмечалось в предыдущем упражнении, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола, поэтому причастие и деепричастие занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола.
Служебные части речи
Часть речи | Функция в предложении | Примеры |
---|---|---|
Предлог | Выражает зависимость существительного или местоимения от других слов в словосочетании и предложении | Встретить у реки, каждый из нас |
Союз | Связывает однородные члены в простых предложениях или части сложных предложений | Ветер проносится над лесом и полем. Приходит лето, и в саду зацветают яблони. Говорят, что аисты приносят счастье. |
Частица | Вносит в предложение различные смысловые оттенки и служит для образования форм слов. | Как красиво осенью в лесу! Разве ночью началась метель? Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат. |
Междометия, звукоподражательные слова
Часть речи | Функция в предложении | Примеры |
---|---|---|
Междометия | Выражают различные чувства и побуждения, но не называют их конкретно | О! Ах! Эй! Стоп! Беда! Ура! |
Звукоподражательные слова | Имитируют звуки, не выражают каких-либо чувств | Ква-ква, гав-гав, тук-тук |
Самостоятельные части речи
Причастие и деепричастие:
Общая проблема
В лингвистике нет единого мнения о том, к какой части речи относятся причастия и деепричастия. Это связано с тем, что они обладают свойствами как глагола, так и других частей речи, и занимают промежуточное место в системе.
1. Причастие
Что это?
Причастие — это форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Например, в слове «читающий» признак (тот, кто читает) выражен через глагольную основу.
Почему причастие считают самостоятельной частью речи?
- Причастия обладают признаками прилагательных: могут изменяться по родам, числам и падежам, согласуются с существительными.
- В то же время они сохраняют глагольное значение действия или состояния.
- Они выполняют функцию определения в предложении, как прилагательные.
Почему причастие считают формой глагола?
- Образуются от глаголов и сохраняют их вид, время, залог.
- Имеют глагольные признаки (например, могут иметь зависимые слова).
- Не все лингвисты выделяют их как отдельную часть речи, а рассматривают как особую форму глагола.
2. Деепричастие
Что это?
Деепричастие — это форма глагола, которая обозначает добавочное действие, сопровождающее основное действие, и отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?».
Почему деепричастие считают самостоятельной частью речи?
- Выполняет функцию обстоятельства в предложении, выражая способ действия.
- Имеет признаки глагола (вид, время), но не изменяется по лицам, числам и родам.
- Обладает самостоятельным значением и употреблением, отличным от глагола и других частей речи.
Почему деепричастие считают формой глагола?
- Образуется от глаголов и сохраняет их глагольные признаки (вид, время).
- Является формой глагола, служащей для выражения дополнительного действия.
3. Итог:
- Причастие и деепричастие не полностью самостоятельны, как, например, существительные или прилагательные.
- Они объединяют признаки глагола и других частей речи, выполняя особые синтаксические функции.
- Поэтому в разных лингвистических школах и грамматиках они могут быть отнесены либо к самостоятельным частям речи, либо рассматриваться как формы глагола.
Служебные части речи
Часть речи | Функция в предложении | Примеры |
---|---|---|
Предлог | Выражает зависимость существительного или местоимения от других слов в словосочетании и предложении | Встретить у реки, каждый из нас |
Союз | Связывает однородные члены в простых предложениях или части сложных предложений | Ветер проносится над лесом и полем. Приходит лето, и в саду зацветают яблони. Говорят, что аисты приносят счастье. |
Частица | Вносит в предложение различные смысловые оттенки и служит для образования форм слов. | Как красиво осенью в лесу! Разве ночью началась метель? Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат. |
Междометия, звукоподражательные слова
Часть речи | Функция в предложении | Примеры |
---|---|---|
Междометия | Выражают различные чувства и побуждения, но не называют их конкретно | О! Ах! Эй! Стоп! Беда! Ура! |
Звукоподражательные слова | Имитируют звуки, не выражают каких-либо чувств | Ква-ква, гав-гав, тук-тук |
Междометия
Что это?
Междометия — это слова, которые выражают различные чувства и побуждения человека, такие как радость, удивление, страх, призыв к действию и т.д.
Функция в предложении:
Междометия не называют конкретно предметы, действия или признаки, а лишь передают эмоциональное состояние говорящего или побуждают к чему-либо. Они часто стоят отдельно или в начале предложения и могут выражать эмоции без грамматической связи с другими словами.
Примеры:
- О! — выражение удивления или боли
- Ах! — выражение восхищения или сожаления
- Эй! — призыв к вниманию
- Стоп! — команда остановиться
- Беда! — выражение тревоги или опасения
- Ура! — выражение радости и одобрения
Звукоподражательные слова
Что это?
Звукоподражательные слова (или ономатопеи) — это слова, которые имитируют звуки природы, животных, предметов или действий.
Функция в предложении:
Они не выражают эмоций или чувств, а передают звуковые явления, помогая создать живое и образное описание.
Примеры:
- Ква-ква — звук, издаваемый лягушкой
- Гав-гав — лай собаки
- Тук-тук — стук в дверь или по поверхности