Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:
- Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
- Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
- Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
- Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
- Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.
В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 42 Бархударов — Подробные Ответы
42. I. Выполняя задания и отвечая на поставленные к текстам вопросы, постройте свои рассуждения в форме диалога. Следите за тем, чтобы ваши ответы были полными, верными, аргументированными. Слушая, не перебивайте друг друга. В случае необходимости дополните ответ товарища.
Найдите в тексте прилагательные. Укажите их разряд. В роли какого члена предложения выступает каждое прилагательное? Какие прилагательные употреблены в краткой форме? Можно ли вместо них поставить прилагательные в полной форме? Что при этом изменится? А можно ли вместо полной формы прилагательных в последнем предложении употребить краткую? Если нет, то почему?
Был он сух, когтист и как-то пронзительно, часто даже до неприятности остёр, стремителен. Я ничего не помню из его слов, помню только, что он не давал никому слова молвить, кричал, стучал маленьким когтистым кулачком и открыто презирал всех.
(Ю. Казаков. «Северный дневник»)
II. Каково лексическое значение слов презирать и призреть? Прочитайте. Уточните значение слова презирать по толковому словарю. Составьте с данными глаголами, употребив их в форме 3-го лица единственного или множественного числа, словосочетания или предложения.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля читаем:
«Призреть — взглянуть, бросить взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно; принять, приютить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой и озаботиться нуждами ближнего».
I.
Был он сух, когтист и как-то пронзительно, часто даже до неприятности остёр, стремителен. Я ничего не помню из его слов, помню только, что он не давал никому слова молвить, кричал, стучал маленьким когтистым кулачком и открыто презирал всех.
(Ю. Казаков.)
- Найдите прилагательные в тексте.
- Сух, когтист, остёр, стремителен, маленьким, когтистым.
- Укажите их разряд.
- Все эти прилагательные качественные.
- В роли какого члена предложения выступает каждое прилагательное?
- Сух, когтист, остёр, стремителен выступают в роли сказуемого в составе составного именного сказуемого, а маленьким, когтистым — в роли определения.
- Какие прилагательные употреблены в краткой форме?
- В краткой форме употреблены прилагательные сух, когтист, остёр, стремителен.
- Можно ли заменить их прилагательными в полной форме?
- Да, их можно заменить прилагательными в полной форме: сухой, когтистый, острый, стремительный.
- Что при этом изменится?
- Изменится стилистика: для краткой формы характерен оттенок категоричности, для полной — оттенок смягчённого выражения, также краткая форма нередко присуща книжному языку, полная — разговорному.
- А можно ли вместо полной формы прилагательных в последнем предложении употребить краткую? Если нет, то почему?
- Нет, нельзя, т. к. в последнем предложении полные прилагательные выступают в роли определения, а не сказуемого.
II.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля читаем:
«Призреть — взглянуть, бросить взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно; принять, приютить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под кров свой и озаботиться нуждами ближнего».
Презирать — относиться с презрением к кому-либо, чему-либо, считать недостойным уважения.
Призреть — дать кому-нибудь приют и пропитание.
Он великолепно играл на рояле и презирал нас за отсутствие музыкального вкуса.
Эта добрая женщина призрела сироту, хотя у неё было четверо своих детей.
1. Слов — существительное, обозначает предмет.
2. Н. ф. — слово.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное;
- неодушевлённое;
- ср. р.;
- 2 склонение.
4. Непостоянные признаки:
- во множественном числе;
- в родительном падеже.
5. Дополнение.
1. Маленьким — прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. — маленький.
3. Постоянные признаки:
- качественное.
4. Непостоянные признаки:
- в полной форме;
- в единственном числе;
- в мужском роде;
- в творительном падеже.
5. Определение.
I. Анализ прилагательных в тексте
Текст:
Был он сух, когтист и как-то пронзительно, часто даже до неприятности остёр, стремителен. Я ничего не помню из его слов, помню только, что он не давал никому слова молвить, кричал, стучал маленьким когтистым кулачком и открыто презирал всех.
1. Найдите прилагательные в тексте:
- сух
- когтист
- остёр
- стремителен
- маленьким
- когтистым
2. Укажите их разряд:
Все перечисленные прилагательные — качественные.
Качественные прилагательные обозначают признаки предмета, которые могут изменяться по степени (например, маленький — меньше, меньше всего).
3. В роли какого члена предложения выступает каждое прилагательное?
- сух, когтист, остёр, стремителен — выступают в роли сказуемого в составе составного именного сказуемого (например, «он был сух», «он стремителен»).
- маленьким, когтистым — выступают в роли определения (описывают существительное «кулачком»).
4. Какие прилагательные употреблены в краткой форме?
- краткая форма: сух, когтист, остёр, стремителен
- полная форма: маленьким, когтистым (только в полной форме, так как это форма творительного падежа)
5. Можно ли вместо кратких прилагательных поставить прилагательные в полной форме?
Да, можно. Например:
- сух → сухой
- когтист → когтистый
- остёр → острый
- стремителен → стремительный
6. Что при этом изменится?
- Изменится стилистика высказывания.
- Краткая форма часто придаёт высказыванию категоричность, лаконичность, выразительность. Она более характерна для книжного, официального стиля.
- Полная форма прилагательных звучит более смягчённо, разговорно, описательно.
- Таким образом, замена краткой формы на полную изменит эмоциональную окраску и стилистический оттенок предложения.
7. Можно ли вместо полной формы прилагательных в последнем предложении употребить краткую? Почему?
- Нет, нельзя.
- В последнем предложении прилагательные «маленьким», «когтистым» выступают в роли определения и стоят в форме творительного падежа.
- Краткая форма прилагательных в русском языке не употребляется в роли определения и не изменяется по падежам.
- Поэтому заменить полные формы на краткие в данном случае грамматически невозможно.
II. Лексическое значение слов «презирать» и «призреть»
1. Значение слова «презирать» (по толковому словарю):
- Относиться с презрением к кому-либо или чему-либо, считать недостойным уважения.
- То есть испытывать чувство неприязни, высокомерия, унижать кого-то в мыслях или действиях.
2. Значение слова «призреть» (по словарю В.И. Даля):
- Взглянуть, бросить взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно.
- Принять, приютить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой и озаботиться нуждами ближнего.
- То есть оказать заботу, помощь, поддержку нуждающемуся.
3. Составьте словосочетания или предложения с этими глаголами в форме 3-го лица:
- Он презирает тех, кто не уважает других.
- Учитель презирал лень и безответственность учеников.
- Эта добрая женщина призрела сироту и дала ему кров и пищу.
- Они призрели бездомных животных, обеспечив им уход и заботу.
Русский язык