Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 405 Бархударов — Подробные Ответы
405. Прочитайте стихотворение И. Бунина «Ковыль». К какому произведению древнерусской литературы оно отсылает? Найдите в тексте языковые средства, указывающие на их связь. Укажите метафоры.
Что шумит-звенит перед зарёю?
Что колышет ветер в тёмном поле?
Холодеет ночь перед зарёю,
Смутно травы шепчутся сухие, —
Сладкий сон их нарушает ветер.
Опускаясь низко над полями,
По курганам, по могилам сонным,
Нависает в тёмных балках сумрак.
Бледный день над сумраком забрезжил,
И рассвет ненастный задымился…
Что шумит-звенит перед зарёю?
Что колышет ветер в тёмном поле?
Холодеет ночь перед зарёю,
Серой мглой подёрнулися балки…
Или это ратный стан белеет?
Или снова веет вольный ветер
Над глубоко спящими полками?
Не ковыль ли, старый и сонливый,
Он качает, клонит и качает,
Вежи половецкие колышет
И бежит-звенит старинной былью?
Стихотворение И Бунина «Ковыль» перекликается с древнерусской поэмой «Слово о полку Игореве». На их связь указывают различные языковые средства:
- устаревшая лексика: вежи (шатры), ратный стан (стоянка, лагерь воинов);
- эпитеты: тёмные балки, сладкий сон, вольный ветер;
- олицетворение: травы шепчутся, холодеет ночь, ветер бежит;
- повторы: Что шумит-звенит перед зарёю? Что колышет ветер в тёмном поле?;
- инверсия: нависает … сумрак, холодеет ночь, колышет ветер;
- риторические вопросы в тексте: Что шумит-звенит перед зарёю?;
- метафоры: бледный день забрезжил, рассвет задымился, ветер … звенит старинной былью;
- аллитерация: повторение шипящих звуков [ш] и [ч’] в словах шумит, колышет, ночь, шепчутся, нарушает.
Рисуя картину русского поля на рассвете, автор мастерски связывает описываемый пейзаж с историей Древней Руси.
1. Устаревшая лексика
- Вежи — старинное слово, означающее шатры, палатки воинов.
- Ратный стан — военный лагерь, стоянка воинов.
Использование таких слов создаёт атмосферу древности, связывает текст с эпохой Древней Руси, подчёркивает исторический контекст.
2. Эпитеты
- Тёмные балки
- Сладкий сон
- Вольный ветер
Эпитеты делают описание более выразительным и образным, усиливают эмоциональное восприятие природы и настроения.
3. Олицетворение
- Травы шепчутся
- Холодеет ночь
- Ветер бежит
Олицетворение наделяет природу человеческими качествами, создаёт живую, динамичную картину, что характерно для эпической поэзии.
4. Повторы
- Что шумит-звенит перед зарёю?
- Что колышет ветер в тёмном поле?
Повторы усиливают ритм и эмоциональное напряжение, подчёркивают важность задаваемых вопросов, создают эффект размышления или тревоги.
5. Инверсия
- Пример: навиcает … сумрак, холодеет ночь, колышет ветер
Инверсия — изменение обычного порядка слов — помогает выделить ключевые образы, усиливает поэтическое звучание и драматизм.
6. Риторические вопросы
- Что шумит-звенит перед зарёю?
Риторические вопросы вовлекают читателя в размышление, создают атмосферу загадочности и ожидания.
7. Метафоры
- Бледный день забрезжил
- Рассвет задымился
- Ветер звенит старинной былью
Метафоры придают образам глубину и многозначность, связывают природные явления с историей и легендами, что характерно для эпической традиции.
8. Аллитерация
- Повторение шипящих звуков [ш] и мягкого [ч’] в словах: шумит, колышет, ночь, шепчутся, нарушает
Аллитерация создаёт музыкальность и ритмичность стихотворения, подчёркивает звуковую гармонию и усиливает эмоциональное воздействие.
Итог
Через эти языковые средства Иван Бунин мастерски рисует картину русского поля на рассвете, одновременно связывая описываемый пейзаж с историей и духом Древней Руси, что создаёт глубокий культурный и исторический контекст произведения.