Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 391 Бархударов — Подробные Ответы
391. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите слова с буквой ы или и после ц в корне. Сформулируйте правило. К выделенным словам подберите синонимы.
Большая (двух)этажная школа из красного к..рпича со светлыми кла(с, сс)ами с больш..м г..мнастическим залом была располож..(н, нн)а у главных ворот парка. <…>
Сердца их [Серёжи и Вали] благ..говейно зам..рли когда они на ц..почках ступая по половицам прошли через один из кла(с, сс)ов в нижний к..ридор. Тишина стояла во всём этом просторном здании малейший ш..рох стук гулко отзывались вокруг¹. <…>
И от этих пустых кла(с, сс)ов с голыми партами помещений² ещё хр..нивших спец..фический школьный зап..х вдруг повеяло и на Серёжку и на Валю тем миром в котором они р..сли который был неот(?)емл..м от них и который теперь уш..л казалось (на)всегда.⁴ Этот мир казался когда-то² таким обыде(н, нн)ым³ заурядным даже скучным. И вдруг он встал перед ними такой неповторимо чуде(?)ный вольный полный откровенных прямых и чистых отношений между³ теми кто учил и кто учился⁶.
(А. Фадеев. «Молодая гвардия»)
Большая двухэтажная (сложное прил., с первой частью — числит.) школа из красного кирпича (словарное слово), со светлыми классами (словарное слово), с большим (жи-ши) гимнастическим (словарное слово) залом, была расположена (-ен-, краткое страд. причастие, образов. от глагола на -ить) у главных ворот парка… Сердца их [Серёжи и Вали] благоговейно (словарное слово) замерли (мер, нет -а-), когда они, на цыпочках (искл.) ступая по половицам, прошли через один из классов (словарное слово) в нижний коридор (словарное слово). Тишина стояла во всём этом просторном здании, малейший шорох (искл.), стук гулко отзывались вокруг¹. И от этих пустых классов (словарное слово) с голыми партами, помещений², ещё хранивших (охрана) специфический (и после и в корне) школьный запах (пахнет), вдруг повеяло и на Серёжку, и на Валю тем миром, в котором они росли (рос), который был неотъемлем (словарное слово; — ем-, причастие, образов. от глагола I спр.) от них и который теперь ушёл (шедший), казалось, навсегда (наречие).⁴ Этот мир казался когда-то² таким обыденным³ (словарное слово), заурядным, даже скучным. И вдруг он встал перед ними такой неповторимо чудесный (чудесен), вольный, полный откровенных, прямых и чистых отношений между³ теми, кто учил и кто учился⁶.
(А. Фадеев)
- После Ц пишется И:
а) в корне слова: цирк, цифра, панцирь;
б) в суффиксах слов на -ция или -ций: рация, декларация, кальций. - После Ц пишется Ы:
а) в словах-исключениях: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках (и родственных словах цыганить, цыкнуть и т. д.);
б) в окончаниях имён существительных и прилагательных: птицы, синицы, куцыми;
в) в суффиксах прилагательных -ын: птицын, сестрицын.
Специфический — особенный, нестандартный, своеобразный, оригинальный, неординарный.
Чудесный — удивительный, очаровательный, чарующий, бесподобный, восхитительный.
Вокруг [вакрук] — 2 слога
- в — [в] — согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
- о — [а] — гласный, безударный
- к — [к] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
- р — [р] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
- у — [у] — гласный, ударный
- г — [к] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
Помещений² (приставка — по; корень — мещ; суффикс — ений; окончание — нулевое)
Помещений ← поместить, суффиксальный.
Когда-то² (корень — когда; суффикс — то)
Когда-то ← когда, суффиксальный.
Обыденным³ — прилагательное, обозначает признак предмета.
1. Н. ф. — обыденный.
2. Постоянные признаки:
- качественное.
3. Непостоянные признаки:
- в полной форме;
- в ед. ч.;
- в м. р.
4. Сказуемое (в составе составного именного).
- Между³ (теми) — предлог, выражает грамматические отношения между словами.
- Производный.
- Простой.
¹И от этих пустых классов с голыми партами, помещений, ещё хранивших специфический школьный запах, вдруг повеяло и на Серёжку, и на Валю тем миром, ²в котором они росли, ³который был неотъемлем от них и ⁴который теперь ушёл, казалось, навсегда.⁴
Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из четырёх простых, сложноподчинённое с однородным подчинением, с придаточными определительными, прикреплёнными к главному союзным словом который:
- главное, односоставное, безличное, полное, распространённое, осложнено однородными дополнениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом;
- придаточное, двусоставное, полное, распространённое, не осложнено;
- придаточное, двусоставное, полное, распространённое, не осложнено;
- придаточное, двусоставное, полное, распространённое, осложнено вводным словом.
- Учиться⁶ — 1. усваивать, приобретать какие-либо знания, навыки; 2. быть учащимся какого-либо учебного заведения.
- В прямом значении.
- Изучать.
- Нейтральное.
- Общеславянское.
Большая двухэтажная (сложное прил., с первой частью — числит.) школа из красного кирпича (словарное слово), со светлыми классами (словарное слово), с большим (жи-ши) гимнастическим (словарное слово) залом, была расположена (-ен-, краткое страд. причастие, образов. от глагола на -ить) у главных ворот парка… Сердца их [Серёжи и Вали] благоговейно (словарное слово) замерли (мер, нет -а-), когда они, на цыпочках (искл.) ступая по половицам, прошли через один из классов (словарное слово) в нижний коридор (словарное слово). Тишина стояла во всём этом просторном здании, малейший шорох (искл.), стук гулко отзывались вокруг¹. И от этих пустых классов (словарное слово) с голыми партами, помещений², ещё хранивших (охрана) специфический (и после и в корне) школьный запах (пахнет), вдруг повеяло и на Серёжку, и на Валю тем миром, в котором они росли (рос), который был неотъемлем (словарное слово; — ем-, причастие, образов. от глагола I спр.) от них и который теперь ушёл (шедший), казалось, навсегда (наречие).⁴ Этот мир казался когда-то² таким обыденным³ (словарное слово), заурядным, даже скучным. И вдруг он встал перед ними такой неповторимо чудесный (чудесен), вольный, полный откровенных, прямых и чистых отношений между³ теми, кто учил и кто учился⁶.
(А. Фадеев)
1. После Ц пишется И
а) В корне слова
В корне слова после Ц обычно пишется буква И.
Примеры:
- цирк
- цифра
- панцирь
б) В суффиксах слов на -ция или -ций
Если слово заканчивается на суффиксы -ция или -ций, то после Ц тоже пишется И.
Примеры:
- рация
- декларация
- кальций
2. После Ц пишется Ы
а) В словах-исключениях
Есть ряд слов-исключений, где после Ц пишется Ы. Это устойчивые слова и их производные.
Примеры:
- цыган
- цыпленок
- цыц
- на цыпочках
(а также родственные слова: цыганить, цыкнуть и т. д.)
б) В окончаниях имён существительных и прилагательных
Если после Ц стоит окончание слова (например, в форме множественного числа или прилагательных), пишется Ы.
Примеры:
- птицы
- синицы
- куцыми
в) В суффиксах прилагательных -ын
В суффиксах прилагательных с основой на Ц пишется Ы.
Примеры:
- птицын
- сестрицын
Итог:
- После Ц в корне и суффиксах -ция, -ций — пишется И.
- В исключениях, окончаниях и суффиксах прилагательных — пишется Ы.
Лексика и синонимы
Специфический — синонимы:
- особенный
- нестандартный
- своеобразный
- оригинальный
- неординарный
Чудесный — синонимы:
- удивительный
- очаровательный
- чарующий
- бесподобный
- восхитительный
Фонетический разбор слова «Вокруг» ([вакрук])
- Слово состоит из 2 слогов.
Разбор звуков по буквам:
Буква | Звук | Характеристика звука |
---|---|---|
в | [в] | согласный, звонкий, парный, твёрдый |
о | [а] | гласный, безударный |
к | [к] | согласный, глухой, парный, твёрдый |
р | [р] | согласный, звонкий, непарный, твёрдый |
у | [у] | гласный, ударный |
г | [к] | согласный, глухой, парный, твёрдый |
Пояснения терминов:
- Согласный — звук, при произнесении которого происходит смыкание или сужение органов речи.
- Гласный — звук, при произнесении которого голосовой тракт открыт.
- Звонкий — согласный звук, для которого характерна вибрация голосовых связок.
- Глухой — согласный звук без вибрации голосовых связок.
- Парный — согласный, имеющий пару по звонкости/глухости (например, [в] — звонкий, парный с [ф] — глухой).
- Твёрдый — согласный звук, произносимый без мягкости.
- Безударный — гласный звук, на который не падает ударение.
- Ударный — гласный звук, на который падает ударение.
- Непарный — согласный звук, не имеющий пары по звонкости/глухости.
Помещений² (приставка — по; корень — мещ; суффикс — ений; окончание — нулевое)
Помещений ← поместить, суффиксальный.
Когда-то² (корень — когда; суффикс — то)
Когда-то ← когда, суффиксальный.
Обыденным³ — прилагательное, обозначает признак предмета.
1. Н. ф. — обыденный.
2. Постоянные признаки:
- качественное.
3. Непостоянные признаки:
- в полной форме;
- в ед. ч.;
- в м. р.
4. Сказуемое (в составе составного именного).
- Между³ (теми) — предлог, выражает грамматические отношения между словами.
- Производный.
- Простой.
¹И от этих пустых классов с голыми партами, помещений, ещё хранивших специфический школьный запах, вдруг повеяло и на Серёжку, и на Валю тем миром, ²в котором они росли, ³который был неотъемлем от них и ⁴который теперь ушёл, казалось, навсегда.⁴
Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из четырёх простых, сложноподчинённое с однородным подчинением, с придаточными определительными, прикреплёнными к главному союзным словом который:
- главное, односоставное, безличное, полное, распространённое, осложнено однородными дополнениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом;
- придаточное, двусоставное, полное, распространённое, не осложнено;
- придаточное, двусоставное, полное, распространённое, не осложнено;
- придаточное, двусоставное, полное, распространённое, осложнено вводным словом.
- Учиться⁶ — 1. усваивать, приобретать какие-либо знания, навыки; 2. быть учащимся какого-либо учебного заведения.
- В прямом значении.
- Изучать.
- Нейтральное.
- Общеславянское.