1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Бархударов 9 Класс по Русскому языку Учебник 📕 Крючков — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Бархударов
9 класс
Тип
Учебник
Автор
С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко
Год
2019-2023
Издательство
Просвещение
Описание

Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 368 Бархударов — Подробные Ответы

Задача

368. Прочитайте приведённые ниже слова. Найдите среди них те, которые в последние десятилетия перестали быть историзмами и вернулись к активной жизни в языке. Чем это вызвано?

Атаман, боярин, гимназия, дума, вече, городовой, гувернантка, городничий, лицей, губернатор, помещик.

Краткий ответ:

Слова, переставшие быть историзмами и вернувшиеся к активной жизни в языке:

атаманраньше: на Руси с XIV–XV вв. казаками называли людей вольных, готовых к работам по найму. К XIX веку казачество стало исключительно военным сословием.
Сейчас: современное казачество – это организации, созданные после 1990 года, которые принимают участие в охране общественного порядка и т. д. Во главе каждого казачества стоит атаман;

гимназияраньше: в России гимназии стали создаваться со времён Петра I. В начале революции 1917 г. они были упразднены, а в 90-е годы XX века началось их возрождение.
Сейчас: гимназии являются узаконенным видом образовательных учреждений, представляя собой альтернативную ветвь в системе российского образования.

думараньше: совет бояр в древней и средневековой Руси (Боярская дума), законодательное или административное учреждение Российской империи XVIII века (Городская дума), а также законосовещательное, представительское учреждение России в 1906–1917 годах (Государственная дума).
Сейчас: Государственная Дума – это нижняя палата Федерального собрания – парламента Российской Федерации;

лицейраньше: в дореволюционной России – привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян.
Сейчас: один из типов средних учебных заведений, профессионально ориентированная школа с углублённым изучением каких-либо предметов, с ориентацией на будущую профессию;

губернаторраньше: начальник губернии в дореволюционной России.
Сейчас: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (края, области, автономного округа, города), возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта РФ.

Возвращение историзмов может быть вызвано двумя причинами:

  • слово приобретает новое значение;
  • слово, обозначающее отжившее явление, вновь начинает широко употребляться в языке, т. к. это явление возвращается в жизнь.
Подробный ответ:

Слова, переставшие быть историзмами и вернувшиеся в активный язык

1. Атаман

Раньше:

  • В период с XIV–XV веков на Руси казаками называли людей вольных, свободных, которые занимались разными ремёслами и были готовы работать по найму.
  • К XIX веку казачество приобрело статус исключительно военного сословия, и атаман — это был военный начальник, руководитель казачьего войска.

Сейчас:

  • Современное казачество — это общественные организации, созданные после 1990 года.
  • Казачьи объединения принимают участие в охране общественного порядка, патрулировании, культурной и исторической деятельности.
  • Во главе каждого такого казачьего общества стоит атаман — руководитель, избираемый или назначаемый.

Вывод: Слово «атаман» вернулось в язык, но с новым функциональным значением, отражающим современную роль казачества.

2. Гимназия

Раньше:

  • Гимназии в России появились ещё со времён Петра I как учебные заведения для углублённого образования.
  • В начале XX века, после революции 1917 года, гимназии были упразднены как часть дореволюционной системы образования.

Сейчас:

  • В 1990-е годы XX века гимназии начали возрождаться.
  • Сейчас гимназия — это официальный тип образовательного учреждения, представляющий собой среднюю школу с углублённым изучением предметов.
  • Гимназии ориентированы на подготовку учащихся к поступлению в вузы и будущей профессиональной деятельности.

Вывод: Слово «гимназия» приобрело новое официальное значение в обновлённой системе образования.

3. Дума

Раньше:

  • В древней и средневековой Руси дума была советом бояр — высшим совещательным органом при князьях и царях.
  • В XVIII веке Дума была законодательным или административным учреждением Российской империи (например, Городская дума).
  • В 1906–1917 годах Государственная дума стала законосовещательным и представительским органом власти Российской империи.

Сейчас:

  • Государственная Дума — это нижняя палата Федерального собрания России, действующего парламента.
  • Она осуществляет законодательную функцию, принимает федеральные законы, контролирует деятельность правительства.

Вывод: «Дума» сохранила своё значение как орган власти, но трансформировалась в современный парламентский институт.

4. Лицей

Раньше:

  • В дореволюционной России лицей был привилегированным учебным заведением среднего или высшего уровня, предназначенным для детей дворян.
  • Это было элитное учебное заведение с особым статусом.

Сейчас:

  • Лицей — один из типов средних учебных заведений.
  • Он профессионально ориентирован, с углублённым изучением отдельных предметов.
  • Цель — подготовка учащихся к будущей профессии и дальнейшему обучению.

Вывод: Лицей сохранил статус учебного заведения, но стал более доступным и ориентированным на современные образовательные стандарты.

5. Губернатор

Раньше:

  • Губернатор был начальником губернии в дореволюционной России.
  • Это была административная должность, управлявшая территорией губернии.

Сейчас:

  • Губернатор — высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (края, области, автономного округа, города).
  • Он возглавляет исполнительную власть на территории субъекта РФ.
  • Функционал расширен и адаптирован под современную систему управления.

Вывод: Термин сохранился и адаптировался к современным политическим реалиям.

Причины возвращения историзмов

Возвращение историзмов в язык происходит по двум основным причинам:

  1. Слово приобретает новое значение.
    Иногда слово, обозначавшее устаревшее явление, начинает использоваться для обозначения нового, современного явления, связанного с историческим контекстом, но адаптированного под современные условия.
    Например, «атаман» теперь — не только военный начальник, но и руководитель казачьих организаций в современном обществе.
  2. Слово, обозначающее отжившее явление, вновь начинает широко употребляться, поскольку это явление возвращается в жизнь.
    Если историческое явление возрождается или возрождаются его аналоги, то и соответствующая лексика возвращается в активное употребление.
    Пример: гимназии и лицеи как образовательные учреждения снова становятся популярными и официально признанными.

Итог

Историзмы — слова, обозначающие устаревшие понятия, — не всегда остаются мёртвыми в языке. Иногда они возвращаются к жизни, приобретая новые значения или отражая возрождение соответствующих социальных, политических или культурных явлений. Это показывает живую природу языка, его способность адаптироваться и сохранять связь с историей.



Общая оценка
5 / 5
Комментарии
Другие предметы