Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 368 Бархударов — Подробные Ответы
368. Прочитайте приведённые ниже слова. Найдите среди них те, которые в последние десятилетия перестали быть историзмами и вернулись к активной жизни в языке. Чем это вызвано?
Атаман, боярин, гимназия, дума, вече, городовой, гувернантка, городничий, лицей, губернатор, помещик.
Слова, переставшие быть историзмами и вернувшиеся к активной жизни в языке:
атаман – раньше: на Руси с XIV–XV вв. казаками называли людей вольных, готовых к работам по найму. К XIX веку казачество стало исключительно военным сословием.
Сейчас: современное казачество – это организации, созданные после 1990 года, которые принимают участие в охране общественного порядка и т. д. Во главе каждого казачества стоит атаман;
гимназия – раньше: в России гимназии стали создаваться со времён Петра I. В начале революции 1917 г. они были упразднены, а в 90-е годы XX века началось их возрождение.
Сейчас: гимназии являются узаконенным видом образовательных учреждений, представляя собой альтернативную ветвь в системе российского образования.
дума – раньше: совет бояр в древней и средневековой Руси (Боярская дума), законодательное или административное учреждение Российской империи XVIII века (Городская дума), а также законосовещательное, представительское учреждение России в 1906–1917 годах (Государственная дума).
Сейчас: Государственная Дума – это нижняя палата Федерального собрания – парламента Российской Федерации;
лицей – раньше: в дореволюционной России – привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян.
Сейчас: один из типов средних учебных заведений, профессионально ориентированная школа с углублённым изучением каких-либо предметов, с ориентацией на будущую профессию;
губернатор – раньше: начальник губернии в дореволюционной России.
Сейчас: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (края, области, автономного округа, города), возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта РФ.
Возвращение историзмов может быть вызвано двумя причинами:
- слово приобретает новое значение;
- слово, обозначающее отжившее явление, вновь начинает широко употребляться в языке, т. к. это явление возвращается в жизнь.
Слова, переставшие быть историзмами и вернувшиеся в активный язык
1. Атаман
Раньше:
- В период с XIV–XV веков на Руси казаками называли людей вольных, свободных, которые занимались разными ремёслами и были готовы работать по найму.
- К XIX веку казачество приобрело статус исключительно военного сословия, и атаман — это был военный начальник, руководитель казачьего войска.
Сейчас:
- Современное казачество — это общественные организации, созданные после 1990 года.
- Казачьи объединения принимают участие в охране общественного порядка, патрулировании, культурной и исторической деятельности.
- Во главе каждого такого казачьего общества стоит атаман — руководитель, избираемый или назначаемый.
Вывод: Слово «атаман» вернулось в язык, но с новым функциональным значением, отражающим современную роль казачества.
2. Гимназия
Раньше:
- Гимназии в России появились ещё со времён Петра I как учебные заведения для углублённого образования.
- В начале XX века, после революции 1917 года, гимназии были упразднены как часть дореволюционной системы образования.
Сейчас:
- В 1990-е годы XX века гимназии начали возрождаться.
- Сейчас гимназия — это официальный тип образовательного учреждения, представляющий собой среднюю школу с углублённым изучением предметов.
- Гимназии ориентированы на подготовку учащихся к поступлению в вузы и будущей профессиональной деятельности.
Вывод: Слово «гимназия» приобрело новое официальное значение в обновлённой системе образования.
3. Дума
Раньше:
- В древней и средневековой Руси дума была советом бояр — высшим совещательным органом при князьях и царях.
- В XVIII веке Дума была законодательным или административным учреждением Российской империи (например, Городская дума).
- В 1906–1917 годах Государственная дума стала законосовещательным и представительским органом власти Российской империи.
Сейчас:
- Государственная Дума — это нижняя палата Федерального собрания России, действующего парламента.
- Она осуществляет законодательную функцию, принимает федеральные законы, контролирует деятельность правительства.
Вывод: «Дума» сохранила своё значение как орган власти, но трансформировалась в современный парламентский институт.
4. Лицей
Раньше:
- В дореволюционной России лицей был привилегированным учебным заведением среднего или высшего уровня, предназначенным для детей дворян.
- Это было элитное учебное заведение с особым статусом.
Сейчас:
- Лицей — один из типов средних учебных заведений.
- Он профессионально ориентирован, с углублённым изучением отдельных предметов.
- Цель — подготовка учащихся к будущей профессии и дальнейшему обучению.
Вывод: Лицей сохранил статус учебного заведения, но стал более доступным и ориентированным на современные образовательные стандарты.
5. Губернатор
Раньше:
- Губернатор был начальником губернии в дореволюционной России.
- Это была административная должность, управлявшая территорией губернии.
Сейчас:
- Губернатор — высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (края, области, автономного округа, города).
- Он возглавляет исполнительную власть на территории субъекта РФ.
- Функционал расширен и адаптирован под современную систему управления.
Вывод: Термин сохранился и адаптировался к современным политическим реалиям.
Причины возвращения историзмов
Возвращение историзмов в язык происходит по двум основным причинам:
- Слово приобретает новое значение.
Иногда слово, обозначавшее устаревшее явление, начинает использоваться для обозначения нового, современного явления, связанного с историческим контекстом, но адаптированного под современные условия.
Например, «атаман» теперь — не только военный начальник, но и руководитель казачьих организаций в современном обществе. - Слово, обозначающее отжившее явление, вновь начинает широко употребляться, поскольку это явление возвращается в жизнь.
Если историческое явление возрождается или возрождаются его аналоги, то и соответствующая лексика возвращается в активное употребление.
Пример: гимназии и лицеи как образовательные учреждения снова становятся популярными и официально признанными.
Итог
Историзмы — слова, обозначающие устаревшие понятия, — не всегда остаются мёртвыми в языке. Иногда они возвращаются к жизни, приобретая новые значения или отражая возрождение соответствующих социальных, политических или культурных явлений. Это показывает живую природу языка, его способность адаптироваться и сохранять связь с историей.