Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 365 Бархударов — Подробные Ответы
365. Прочитайте. Какой общей мыслью объединены тексты? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
I. В глубинах народного языка отражается… вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений плоды исторических событий воззрения следы прожитого горя и прожитой радости — словом весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.
(К. Ушинский. «Родное слово»)
II. Научное изучение языка может представить глубокий интерес и имеет немаловажное общеобразовательное значение так как предметом этой науки является такая важная сторона духовной деятельности человека как язык.
(Д. Ушаков)
Тексты объединены общей мыслью о важности изучения истории языка, т. к. в нём сосредоточена вся духовная жизнь народа.
I. В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, не осложнено.
Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения (воз-, з перед звонким з), следы прожитого горя и прожитой радости — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном (каком?) слове.
(К. Ушинский)
II. Научное изучение языка может представить глубокий интерес и имеет немаловажное общеобразовательное значение, так как предметом этой науки является такая важная сторона духовной деятельности человека, как язык.
(Д. Ушаков)
(Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце предложения как знак завершения ставится точка. Предложение сложное, состоит из двух простых предложений, которые разделяются запятой. Точка является разделительным знаком, т. к. отделяет это предложение от других в тексте. Это одиночный знак. Запятая также является разделительным знаком, т. к. служит для разделения простых предложений в составе сложного. Это одиночный знак. Второе простое предложение осложнено оборотом с союзом как, который выделяется запятой).
Бережно (корень — береж; суффиксы — н,о)
Бережно — бережный, суффиксальный.
Сохраняет (приставка — со; корень — хран; суффикс — я; окончание — ет)
Сохраняет — хранить, приставочно-суффиксальный.
Тексты:
I. В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.
(К. Ушинский. «Родное слово»)
Разбор
1. Первое предложение
«В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа.»
- Простое, повествовательное, заканчивается точкой.
- Точка — знак завершения предложения.
2. Второе предложение
«Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам.»
- Сложносочинённое предложение с союзом «но», соединяющим два простых предложения.
- Запятая перед «но» — разделительный знак, отделяет части сложносочинённого предложения.
- Тире после слова «языке» — пояснительное, выделяет уточнение «в наследие потомкам».
- Точка в конце — знак завершения.
3. Третье предложение
«В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.»
- Сложное предложение с однородными членами: перечисление «плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения, следы горя и радости».
- Запятые разделяют однородные члены.
- Тире после перечисления вводит обобщающее слово «словом» и поясняет смысл.
- Вторая часть предложения — «весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове» — связана с первой через пояснение.
- Точка в конце — знак завершения.
Итог
- В тексте используются разные знаки препинания: запятые, тире, точка.
- Запятые разделяют однородные члены и части сложносочинённых предложений.
- Тире используется для пояснений и обобщений.
- Точки ставятся в конце повествовательных предложений.
- Стиль текста — научно-публицистический, с богатой лексикой и сложной синтаксической структурой.
II. Научное изучение языка может представить глубокий интерес и имеет немаловажное общеобразовательное значение, так как предметом этой науки является такая важная сторона духовной деятельности человека, как язык.
(Д. Ушаков)
Разбор
1. Тип предложения
Повествовательное — предложение сообщает информацию, рассказывает о факте.
Невосклицательное — не выражает эмоций, поэтому в конце ставится точка.
2. Сложность предложения
Это сложное предложение, состоящее из двух простых частей:
«Научное изучение языка может представить глубокий интерес и имеет немаловажное общеобразовательное значение»
«предметом этой науки является такая важная сторона духовной деятельности человека, как язык»
Эти части связаны союзом «так как», который вводит придаточное предложение причины.
3. Знаки препинания
- Запятая перед «так как»
- Запятая ставится, потому что «так как» вводит придаточное предложение причины, отделяющее его от главного.
- Запятая перед «как» в обороте «как язык»
- Вторая часть осложнена сравнительным оборотом с союзом «как».
- Запятая выделяет этот оборот, так как он поясняет, что именно является важной стороной духовной деятельности человека.
- Точка в конце предложения
- Точка ставится как знак завершения повествовательного предложения.
- Она также служит разделительным знаком, отделяющим это предложение от других в тексте.
4. Роль знаков препинания
Запятая — разделительный знак внутри сложного предложения, отделяет части и обороты для правильного понимания смысла.
Точка — разделительный знак в конце предложения, отделяет его от следующего текста.
Итог
Это сложное повествовательное предложение с двумя частями, разделёнными запятой перед союзом «так как». Вторая часть содержит сравнительный оборот с союзом «как», выделяемый запятой. В конце стоит точка — знак завершения и разделения предложений.
- Первый текст (К. Ушинский) говорит о том, что язык народа — это хранилище всей духовной жизни народа, его истории, чувств, переживаний. Через язык передаются знания и опыт от поколения к поколению. Язык — это сокровищница, где сохраняется всё важное для народа.
- Второй текст (Д. Ушаков) подчёркивает важность научного изучения языка. Язык — это не просто средство общения, но и важная часть духовной деятельности человека, заслуживающая глубокого и серьёзного изучения, что имеет большое образовательное значение.
Общая мысль, объединяющая тексты:
Оба текста подчёркивают важность языка как носителя духовной жизни народа и как объекта научного изучения, который сохраняет культурное наследие и имеет большое значение для образования и понимания человеческой деятельности.