Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 343 Бархударов — Подробные Ответы
343. I. Переделайте данные предложения с прямой или косвенной речью в предложения с вводными словами.
1) Очевидцы утверждали: «Несчастный случай произошёл по вине пешехода». 2) Газеты сообщают: «Весенний сев идёт успешно». 3) Учёные считают, что реки можно предохранить от загрязнения².
II. Переделайте данные предложения в предложения с косвенной речью.
1) По мнению врачей, курение особенно вредно для лёгких. 2) По утверждению специалистов, лесные пожары чаще всего возникают от неосторожного обращения с огнём. 3) По сообщению синоптиков, весна будет ранней.
III. Каждое предложение перестройте так, чтобы в нём было указание на то, чьё это сообщение; сделайте это с помощью: а) вводных слов; б) косвенной речи; в) прямой речи.
1) Хорошая книга — настоящий праздник.
2) Внимательное и быстрое чтение — очень важный навык.
Предложения:
I.
- Со слов очевидцев, несчастный случай произошёл по вине пешехода.
- По сообщениям газет, весенний сев идёт успешно.
- По мнению учёных, реки можно предохранить от загрязнения.
II.
- Врачи считают, что курение особенно вредно для лёгких.
- Специалисты утверждают, что лесные пожары чаще всего возникают от неосторожного обращения с огнём.
- Синоптики сообщили, что весна будет ранней.
III.
1)
а) По мнению учителя, хорошая книга — настоящий праздник.
б) Мама всегда говорит, что хорошая книга — настоящий праздник.
в) Мой дедушка сказал однажды: «Хорошая книга — настоящий праздник».
2)
а) По утверждению психологов, внимательное и быстрое чтение — очень важный навык.
б) Психологи утверждают, что внимательное и быстрое чтение — очень важный навык.
в) Наш учитель по литературе сказал: «Внимательное и быстрое чтение очень важный навык».
Морфемный разбор
Загрязнения (присатвка — за; корень — гряз; суффиксы — н, ени; окончание -я)
I. Предложения с косвенной речью (со словами автора)
- Со слов очевидцев, несчастный случай произошёл по вине пешехода.
- По сообщениям газет, весенний сев идёт успешно.
- По мнению учёных, реки можно предохранить от загрязнения.
В этих предложениях используются слова автора, выражающие источник информации (со слов, по сообщениям, по мнению). Это косвенная речь, при этом глаголы-связки отсутствуют или выражены формами глагола «быть» в настоящем времени (можно предохранить). Такие конструкции часто используются с глаголами из 2-й и 5-й групп (например, «сообщить», «сказать», «утверждать», «считать»). Здесь глаголы-связки отсутствуют, но смысл — передача чужой информации через косвенную речь.
II. Предложения с глаголами, которые могут употребляться и с прямой, и с косвенной речью
- Врачи считают, что курение особенно вредно для лёгких.
- Специалисты утверждают, что лесные пожары чаще всего возникают от неосторожного обращения с огнём.
- Синоптики сообщили, что весна будет ранней.
Глаголы считать, утверждать, сообщить — это глаголы 1-й и 5-й групп, которые могут использоваться и с прямой речью, и с косвенной.
- Прямая речь: Врач сказал: «Курение вредно».
- Косвенная речь: Врачи считают, что курение вредно.
Таким образом, данные глаголы универсальны по употреблению с разными типами речи.
III. Примеры с разными типами речи и пояснения
1)
а) По мнению учителя, хорошая книга — настоящий праздник.
(Косвенная речь, вводная конструкция с существительным «мнение», нет глагола речи)
б) Мама всегда говорит, что хорошая книга — настоящий праздник.
(Косвенная речь, глагол 1-й группы «говорить», используется с союзом «что»)
в) Мой дедушка сказал однажды: «Хорошая книга — настоящий праздник».
(Прямая речь, глагол 1-й группы «сказать» вводит прямую речь в кавычках)
2)
а) По утверждению психологов, внимательное и быстрое чтение — очень важный навык.
(Косвенная речь, вводная конструкция с существительным «утверждение»)
б) Психологи утверждают, что внимательное и быстрое чтение — очень важный навык.
(Косвенная речь, глагол 1-й группы «утверждать» с союзом «что»)
в) Наш учитель по литературе сказал: «Внимательное и быстрое чтение очень важный навык».
(Прямая речь, глагол 1-й группы «сказать» с прямой речью в кавычках)
Итог:
- Глаголы 1-й группы (например, сказать, говорить, утверждать, сообщить) могут употребляться как с прямой речью (в кавычках), так и с косвенной речью (с союзом «что» или вводными конструкциями).
- Глаголы 2-й группы (например, удивиться, обрадоваться) чаще употребляются только в повествовательных предложениях, не вводят прямую речь.
- Глаголы 3-ей группы (прервать, улыбнуться и др.) обычно не используются для введения речи, а выражают действие или состояние.
- Вводные конструкции с существительными (по мнению, по утверждению, по сообщению) всегда используются с косвенной речью.
Морфемный разбор
загрязнения
Морфема | Тип | Объяснение |
---|---|---|
за- | приставка | приставка, которая придаёт значение действия, направленного внутрь, усиления или начала процесса |
гряз | корень | корень слова, обозначающий понятие «грязь» |
н | суффикс | суффикс, образующий отглагольные существительные (часть суффикса -ени-) |
ени | суффикс | суффикс, образующий существительные от глаголов (отглагольное существительное) |
я | окончание | окончание, указывающее на падеж и число (именительный падеж, единственное число) |
Итог:
- за- — приставка
- гряз — корень
- н + ени — суффиксы, образующие отглагольное существительное
- я — окончание