1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Бархударов 9 Класс по Русскому языку Учебник 📕 Крючков — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Бархударов
9 класс
Тип
Учебник
Автор
С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко
Год
2019-2023
Издательство
Просвещение
Описание

Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 341 Бархударов — Подробные Ответы

Задача

341. Прочитайте предложения. Определите тип прямой речи по цели высказывания. Пользуясь таблицей, замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью. Запишите их. Объясните замену местоимений.

Образец рассуждения. Учитель спросил ученика: «Ты готов к ответу?» Прямая речь — вопросительное предложение без вопросительного слова, следовательно, в косвенной речи должна использоваться частица ли. В прямой речи употребляется местоимение 2-го лица, при замене прямой речи косвенной вместо него используется лицо адресата (ученика), т.е. 3-е лицо. Предложение с косвенной речью: Учитель спросил ученика, готов ли он к ответу.

1) Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идёте?» 2) Учитель попросил дежурного: «Принеси, пожалуйста, мел». 3) Я спросил друга: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?» 4) Бабушка спросила внучку: «Прочитаешь ли ты мне это письмо?» 5) «Что же ты хмуришься, брат?» — спросил Дубровского Кирила Петрович. (А. Пушкин)

Краткий ответ:

1. Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идёте?»
Прямая речь — вопросительное предложение с вопросительным словом-наречием, следовательно, в косвенной речи должно использоваться вопросительное наречие. В прямой речи употребляется местоимение 2-го лица, при замене прямой речи косвенной вместо него используется лицо адресата (друзья), т. е. 3-е лицо.
Предложение с косвенной речью: Мы встретили друзей и спросили, куда они идут.

2. Учитель попросил дежурного: «Принеси, пожалуйста, мел».
Прямая речь — побудительное предложение, следовательно, в косвенной речи должен использоваться союз чтобы. В прямой речи употребляется глагол в форме 2-го лица, при замене прямой речи косвенной вместо него используется лицо адресата (дежурный), т. е. 3-е лицо глагола и местоимения.
Предложение с косвенной речью: Учитель попросил дежурного, чтобы он принёс мел.

3. Я спросил друга: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?»
Прямая речь — вопросительное предложение без вопросительного слова, следовательно, в косвенной речи должна использоваться частица ли. В прямой речи употребляется местоимение 2-го лица, при замене прямой речи косвенной вместо него используется лицо адресата (друг), т. е. 3-е лицо.
Предложение с косвенной речью: Я спросил друга, пойдёт ли он сегодня на дискотеку.

4. Бабушка спросила внучку: «Прочитаешь ли ты мне это письмо?»
Прямая речь — вопросительное предложение без вопросительного слова, следовательно, в косвенной речи должна использоваться частица ли. В прямой речи употребляется местоимение 2-го лица, при замене прямой речи косвенной вместо него используется лицо адресата (внучка), т. е. 3-е лицо. Предложение с косвенной речью: Бабушка спросила внучку, прочитает ли она ей это письмо.

5. «Что же ты хмуришься, брат?» — спросил Дубровского Кирила Петрович. (А. Пушкин)
Прямая речь — вопросительное предложение с вопросительным словом в значении «почему», следовательно, в косвенной речи должно использоваться вопросительное наречие. В прямой речи употребляется местоимение 2-го лица, при замене прямой речи косвенной вместо него используется лицо адресата (Дубровский), т. е. 3-е лицо.
Предложение с косвенной речью: Кирила Петрович спросил Дубровского, почему он хмурится.

Морфологический разбор

Встретили (что сделали?) — глагол, действие предмета.

I. Начальная форма — встретить.
II. Постоянные признаки: невозвратный, переходный, совершенного вида, 2 спряжения.
III. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, множественное число.
IV. Синтаксическая роль: мы (что сделали?) встретили.

Подробный ответ:

1. Преобразование прямой речи в косвенную

Предложение 1

Прямая речь:
Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идёте?»

  • Тип предложения: вопросительное с вопросительным словом (наречием) «куда».
  • Замена местоимений: во второй части предложения местоимение 2-го лица «вы» меняется на 3-е лицо «они» (друзья).
  • Особенность: вопросительное наречие «куда» сохраняется в косвенной речи.
  • Косвенная речь:
    Мы встретили друзей и спросили, куда они идут.

Предложение 2

Прямая речь:
Учитель попросил дежурного: «Принеси, пожалуйста, мел».

  • Тип предложения: побудительное.
  • Особенность: в косвенной речи побудительное предложение вводится союзом «чтобы».
  • Замена лица: глагол из 2-го лица «принеси» меняется на 3-е лицо «он принёс» (дежурный).
  • Косвенная речь:
    Учитель попросил дежурного, чтобы он принёс мел.

Предложение 3

Прямая речь:
Я спросил друга: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?»

  • Тип предложения: вопросительное без вопросительного слова.
  • Особенность: в косвенной речи используется частица «ли» для передачи вопроса.
  • Замена местоимения: «ты» меняется на «он» (друг).
  • Косвенная речь:
    Я спросил друга, пойдёт ли он сегодня на дискотеку.

Предложение 4

Прямая речь:
Бабушка спросила внучку: «Прочитаешь ли ты мне это письмо?»

  • Тип предложения: вопросительное без вопросительного слова.
  • Особенность: также используется частица «ли».
  • Замена местоимения: «ты» → «она» (внучка).
  • Косвенная речь:
    Бабушка спросила внучку, прочитает ли она ей это письмо.

Предложение 5

Прямая речь:
«Что же ты хмуришься, брат?» — спросил Дубровского Кирила Петрович.

  • Тип предложения: вопросительное с вопросительным словом «что» в значении «почему».
  • Особенность: в косвенной речи сохраняется вопросительное наречие «почему».
  • Замена местоимения: «ты» → «он» (Дубровский).
  • Косвенная речь:
    Кирила Петрович спросил Дубровского, почему он хмурится.

2. Морфологический разбор глагола «встретили»

Глагол: встретили (что сделали?) — действие предмета.

ПунктОписание
I. Начальная формавстретить
II. Постоянные признаки— невозвратный (глагол не возвращается к субъекту)
— переходный (требует дополнения в винительном падеже)
— совершенного вида (действие завершено)
— 2 спряжение (глаголы с инфинитивом на -ить, кроме некоторых исключений)
III. Непостоянные признаки— изъявительное наклонение (реальное действие)
— прошедшее время (действие произошло в прошлом)
— множественное число (подлежащее — «мы» — мн.ч.)
IV. Синтаксическая рольсказуемое в предложении: «мы (что сделали?) встретили»


Общая оценка
4 / 5
Комментарии
Другие предметы