Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 338 Бархударов — Подробные Ответы
338. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит этот текст. Разделите текст на части. Составьте план. Определите ключевые слова текста. Перескажите текст, приводя свои примеры.
Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнёс.
Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности её формы и интонации.
Предложения с косвенной речью представляют собой сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
С помощью союзов что, будто косвенно передаётся содержание повествовательных предложений чужой речи, например:
Лесничий сказал: «Я видел на озере лебедей».
Лесничий сказал, что он видел на озере лебедей.
Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.
С помощью союза чтобы передаётся содержание побудительных предложений чужой речи, например:
Капитан приказал: «Шлюпки на воду!»
Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду.
Предложения с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, когда, почему и др. или с вопросительной частицей ли косвенно передают содержание вопросительных предложений чужой речи, например:
1) «Который час?» — спросил я.
Я спросил, который час.
2) Мы спросили встречных: «Куда едете?»
Мы спросили встречных, куда они едут.
3) «Решишь ты эту задачу?» — спросил я товарища.
Я спросил товарища, решит ли он эту задачу.
Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом.
Заголовок текста:
Косвенная речь
Стиль:
Стиль текста — научный.
План
- Основная функция предложений с косвенной речью.
- Строение предложений с косвенной речью.
- Союзы при передаче повествовательных и побудительных предложений чужой речи.
- Косвенные вопросы.
Ключевые слова
- Косвенная речь, передача чужой речи, от лица говорящего;
- сложное предложение, две части, слова автора, косвенная речь, союзы, местоимения, наречия, частица;
- союзы что, будто, повествовательные предложения, союз чтобы, побудительные предложения;
- местоимения и наречия, вопросительные предложения, частица ли, косвенный вопрос, чужая речь.
Предложения с косвенной речью представляют собой сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
С помощью союзов что, будто косвенно передаётся содержание повествовательных предложений чужой речи, например:
Анна Павловна сказала: «Сегодня начнём изучать новую тему». — Анна Павловна сказала, что сегодня начнём изучать новую тему.
С помощью союза чтобы передаётся содержание побудительных предложений чужой речи, например:
Генерал строго приказал: «Всем построиться!» — Генерал строго приказал, чтобы все построились.
Предложения с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, когда, почему и др. или с вопросительной частицей ли косвенно передают содержание вопросительных предложений чужой речи, например:
«Какая погода будет?» — спросил Вася. — Вася спросил, какая будет погода.
«Поможешь мне?» — спросил я друга. — Я спросил друга, поможет ли он мне.
Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. Вопросительный знак в таких предложениях не ставится.
1. Заголовок текста
Косвенная речь: особенности и виды передачи чужой речи
2. Функциональная разновидность языка
Текст относится к научно-познавательному стилю (учебно-образовательный текст), так как объясняет грамматическую тему, содержит термины и примеры, служит для обучения.
3. Разделение текста на части и план
Части текста
- Определение и назначение косвенной речи
(Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего…) - Строение предложений с косвенной речью
(Предложения с косвенной речью представляют собой сложные предложения…) - Передача повествовательных предложений
(С помощью союзов что, будто косвенно передаётся содержание повествовательных предложений…) - Передача побудительных предложений
(С помощью союза чтобы передаётся содержание побудительных предложений…) - Передача вопросительных предложений (косвенные вопросы)
(Предложения с местоимениями и наречиями… косвенно передают содержание вопросительных предложений…)
План текста
- Назначение предложений с косвенной речью
- Структура предложений с косвенной речью
- Передача повествовательных предложений через союзы что, будто
- Передача побудительных предложений через союз чтобы
- Передача вопросительных предложений с помощью местоимений, наречий и частицы ли
- Определение косвенного вопроса
4. Ключевые слова
- Косвенная речь
- Передача чужой речи
- Слова автора
- Союзы что, будто, чтобы
- Местоимения и наречия (кто, что, какой, как, где, когда, почему)
- Частица ли
- Повествовательные предложения
- Побудительные предложения
- Вопросительные предложения
- Косвенный вопрос
5. Пересказ текста с примерами своими словами
Предложения с косвенной речью используются, чтобы передать чужие слова от лица того, кто рассказывает, а не того, кто их произнёс. Такие предложения передают только смысл сказанного, но не могут воспроизвести точную форму и интонацию оригинала.
Косвенная речь строится как сложное предложение, которое состоит из двух частей: первая — слова того, кто рассказывает (слова автора), вторая — собственно передаваемая речь. Эти части соединяются союзами что, будто, чтобы, а также местоимениями и наречиями, например, кто, что, какой, как, где, когда, почему, или вопросительной частицей ли.
Для передачи повествовательных предложений обычно используются союзы что и будто. Например:
- Прямая речь: Учитель сказал: «Урок начнётся в 9 часов».
- Косвенная речь: Учитель сказал, что урок начнётся в 9 часов.
Для передачи приказов и просьб применяется союз чтобы. Например:
- Прямая речь: Мама сказала: «Уберись в комнате!»
- Косвенная речь: Мама сказала, чтобы я убрался в комнате.
Вопросы передаются с помощью вопросительных местоимений и наречий или частицы ли. Например:
- Прямая речь: «Где ты был?» — спросил отец.
- Косвенная речь: Отец спросил, где я был.
- Прямая речь: «Ты сделаешь домашнее задание?» — спросила учительница.
- Косвенная речь: Учительница спросила, сделаю ли я домашнее задание.
В таких косвенных вопросах не ставится вопросительный знак, так как предложение становится повествовательным по форме.