Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 283 Бархударов — Подробные Ответы
283. Прочитайте бессоюзные сложные предложения, соблюдая правильную интонацию: в 1-м и 2-м примерах голос к концу 1-го предложения повышается, в 3-м — понижается; перед 2-м предложением во всех случаях делается пауза. Какое из этих предложений близко по значению к сложносочинённому с противительным союзом, а какие — к сложноподчинённым с условным и следственным союзами?
1) Лето припасает — зима поедает. (Пословица) 2) Кончил дело — гуляй смело. (Пословица) 3) Дети стали большими — им надо серьёзно учиться. (Л. Толстой)
- Лето припасает / ↑ — зима поедает. (Пословица)
Предложение близко к ССП с противительным союзом: Лето припасает, а зима поедает. - Кончил дело / ↑ — гуляй смело. (Пословица)
Предложение близко к СПП с условным союзом: Если кончил дело, то гуляй смело. - Дети стали большими / ↓ — им надо серьёзно учиться. (Л. Толстой)
Предложение близко к СПП со следственным союзом: Дети стали большими, так что им надо серьёзно учиться.
1) Лето припасает / ↑ — зима поедает. (Пословица)
- Здесь стрелочка направлена вверх после первой части предложения («Лето припасает / ↑»). Это означает, что интонация в первой части поднимается, создавая эффект ожидания или противопоставления.
- Затем после паузы идёт вторая часть с более пониженной интонацией («— зима поедает.»), которая завершает мысль.
- Это предложение близко к сложносочинённому с противительным союзом: «Лето припасает, а зима поедает.»
- Противительный союз «а» указывает на противопоставление двух действий, поэтому первая часть произносится с повышением интонации, чтобы подчеркнуть контраст.
2) Кончил дело / ↑ — гуляй смело. (Пословица)
- Здесь также стрелочка направлена вверх после первой части («Кончил дело / ↑»). Это поднимает интонацию, что создаёт условное ожидание, словно «если…».
- Вторая часть произносится с понижением интонации («— гуляй смело.»), завершает мысль и даёт разрешение или совет.
- Это предложение близко к сложноподчинённому с условным союзом: «Если кончил дело, то гуляй смело.»
- Повышение интонации в первой части соответствует условному значению — сначала условие, затем результат.
3) Дети стали большими / ↓ — им надо серьёзно учиться. (Л. Толстой)
- Здесь стрелочка направлена вниз после первой части («Дети стали большими / ↓»). Это значит, что интонация понижается, предложение звучит как утверждение, факт, который уже завершён.
- Вторая часть («— им надо серьёзно учиться.») произносится с продолжением, объяснением или следствием.
- Предложение близко к сложноподчинённому с следственным союзом: «Дети стали большими, так что им надо серьёзно учиться.»
- Понижение интонации в первой части подчёркивает завершённость факта, после которого идёт следствие.
Итог:
- Стрелочка вверх (↑) после первой части предложения показывает, что интонация повышается, создавая ожидание продолжения, условие или противопоставление.
- Стрелочка вниз (↓) показывает, что интонация понижается, фиксируя факт или утверждение и переходя к следствию или объяснению.