Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 275 Бархударов — Подробные Ответы
275. Составьте из двух простых предложений сначала сложноподчинённые с придаточным причины или изъяснительным, затем бессоюзные предложения. Запишите составленные вами предложения, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Прочитайте те и другие, соблюдая правильную интонацию. В каких предложениях пауза длиннее?
1) П..ссажиры сп..шили. До отпр..вления поезда оставалось пять минут. 2) Я пон..маю. Успеть к теплоходу нельзя. 3) Выходить в море никто не решался. Ветер достиг восьми баллов. 4) Надв..галась осень. Дни ст..новились всё короче. 5) Я посмотрел на часы. Было уже двенадцать.
1) Пассажиры (словарное слово) спешили (спешка). До отправления поезда оставалось пять минут.
- Пассажиры спешили, потому что до отправления поезда оставалось пять минут (СПП с придаточным причины).
- Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось пять минут (БСП, вторая часть со значением причины).
2) Я понимаю (поним-, понять, чередование я-им). Успеть к теплоходу нельзя.
- Я понимаю, что успеть к теплоходу нельзя (СПП с придаточным изъяснительным).
- Я понимаю: успеть к теплоходу нельзя (БСП, вторая часть со значением изъяснения).
3) Выходить в море никто не решался. Ветер достиг восьми баллов (словарное слово).
- Выходить в море никто не решался, так как ветер достиг восьми баллов (СПП с придаточным причины).
- Выходить в море никто не решался: ветер достиг восьми баллов (БСП, вторая часть со значением причины).
4) Надвигалась осень. Дни становились всё короче.
- Так как надвигалась осень, дни становились всё короче (СПП с придаточным причины).
- Дни становились всё короче: надвигалась осень (БСП, вторая часть со значением причины).
5) Я посмотрел на часы. Было уже двенадцать.
- Я посмотрел на часы и обнаружил, что было уже двенадцать (СПП с придаточным изъяснительным).
- Я посмотрел на часы: было уже двенадцать (БСП, вторая часть со значением изъяснения).
В бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения пауза длиннее, т. к. она предупреждает о последующем разъяснении.
1) Пассажиры спешили. До отправления поезда оставалось пять минут.
- СПП с придаточным причины:
Пассажиры спешили, потому что до отправления поезда оставалось пять минут.
Здесь вторая часть (придаточное) объясняет причину действия в главной части. Союз потому что чётко связывает две части, показывая причинно-следственную связь. В речи пауза между частями небольшая, интонация связная. - БСП со значением причины:
Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось пять минут.
В бессоюзном сложном предложении вторая часть поясняет причину, но без союза. Перед двоеточием делается более заметная пауза, которая акцентирует внимание на причине, как на важном объяснении.
2) Я понимаю. Успеть к теплоходу нельзя.
- СПП с придаточным изъяснительным:
Я понимаю, что успеть к теплоходу нельзя.
Придаточное изъяснительное раскрывает содержание мысли главного предложения. Союз что связывает части, пауза короткая, интонация связная. - БСП со значением изъяснения:
Я понимаю: успеть к теплоходу нельзя.
Вторая часть поясняет, что именно понимает говорящий. Двоеточие выделяет эту часть, пауза длиннее, создаёт эффект разъяснения.
3) Выходить в море никто не решался. Ветер достиг восьми баллов.
- СПП с придаточным причины:
Выходить в море никто не решался, так как ветер достиг восьми баллов.
Союз так как вводит причину, связывает части тесно, пауза небольшая. - БСП со значением причины:
Выходить в море никто не решался: ветер достиг восьми баллов.
Двоеточие и более длинная пауза подчёркивают объяснение причины без союза.
4) Надвигалась осень. Дни становились всё короче.
- СПП с придаточным причины:
Так как надвигалась осень, дни становились всё короче.
Союз так как вводит причину, придаточное стоит в начале, пауза после придаточного. - БСП со значением причины:
Дни становились всё короче: надвигалась осень.
Вторая часть — причина, пояснение, выделенное двоеточием и паузой.
5) Я посмотрел на часы. Было уже двенадцать.
- СПП с придаточным изъяснительным:
Я посмотрел на часы и обнаружил, что было уже двенадцать.
Союз что вводит придаточное, которое объясняет, что именно обнаружил говорящий. Пауза короткая, связная речь. - БСП со значением изъяснения:
Я посмотрел на часы: было уже двенадцать.
Вторая часть — разъяснение, пояснение, выделенное двоеточием. Пауза более заметная, создаёт эффект разъяснения.
Особенности пауз в бессоюзных сложных предложениях (БСП)
- В БСП пауза перед второй частью обычно длиннее, чем в СПП.
- Это связано с тем, что в БСП отсутствует союз, и пауза помогает слушателю подготовиться к разъяснению или причине, которые будут озвучены.
- Пауза выполняет функцию предупреждения о том, что сейчас последует важное пояснение или объяснение.
- Интонация во второй части чаще всего более выделенная, подчёркивающая значимость информации.