Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 229 Бархударов — Подробные Ответы
229. Разделитесь на группы. Рассмотрите схему. Преобразуйте информацию, представленную в схеме, в текст. Используя Национальный корпус русского языка или другие интернет-ресурсы, подберите по одному предложению, иллюстрирующему каждую разновидность сложноподчинённого предложения. Изложите содержание текста классу. Выясните, всё ли понятно слушателям — участникам других групп. Если это необходимо, скорректируйте своё высказывание.
Группы сложноподчинённых предложений по значению
Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений:
— с придаточными определительными: Дом, в котором я живу, находится в новом районе;
— с придаточными изъяснительными: Следователь догадался, где может скрываться преступник;
— с придаточными обстоятельственными, которые делятся на несколько подгрупп:
- образа действия и степени: Он сделал так, как ему приказали;
- места: Я смотрел туда, где толпились люди;
- времени: Когда зашло солнце, мы вернулись домой;
- условия: Если проснётесь раньше, то успеете сделать больше;
- причины: Нам пришлось сделать привал, так как все устали;
- цели: Ребята собрались во дворе, чтобы поиграть в футбол;
- сравнения: Чем красивее роза, тем длиннее у неё шипы;
- уступки: Как ни напрягала она слух, не разобрала ни слова.
- следствия: Он не боялся темноты, так что смело зашёл в дом.
Особую группу составляют предложения с придаточными присоединительными: Вылет самолёта задерживался, что беспокоило пассажиров.
Группы сложноподчинённых предложений по значению
Сложноподчинённые предложения делятся на несколько больших групп в зависимости от значения придаточных частей. Основные три группы:
1. Предложения с придаточными определительными
Что это?
Придаточные определительные уточняют или описывают существительное в главной части предложения.
Пример:
Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
(Придаточное «в котором я живу» уточняет, какой именно дом.)
2. Предложения с придаточными изъяснительными
Что это?
Придаточные изъяснительные поясняют или раскрывают содержание какого-либо слова (обычно глагола мысли, речи или чувства) в главном предложении.
Пример:
Следователь догадался, где может скрываться преступник.
(Придаточное раскрывает, о чём догадался следователь.)
3. Предложения с придаточными обстоятельственными
Что это?
Придаточные обстоятельственные указывают на различные обстоятельства действия в главном предложении. Они делятся на несколько подгрупп по значению:
- Образа действия и степени:
Он сделал так, как ему приказали.
(Как именно он сделал — согласно приказу.) - Места:
Я смотрел туда, где толпились люди.
(Указывает место действия.) - Времени:
Когда зашло солнце, мы вернулись домой.
(Указывает время действия.) - Условия:
Если проснётесь раньше, то успеете сделать больше.
(Условие, при котором возможно действие.) - Причины:
Нам пришлось сделать привал, так как все устали.
(Причина действия.) - Цели:
Ребята собрались во дворе, чтобы поиграть в футбол.
(Цель действия.) - Сравнения:
Чем красивее роза, тем длиннее у неё шипы.
(Сравнение одного признака с другим.) - Уступки:
Как ни напрягала она слух, не разобрала ни слова.
(Несмотря на усилия, результат отрицательный.) - Следствия:
Он не боялся темноты, так что смело зашёл в дом.
(Следствие из предыдущего утверждения.)
Особая группа — предложения с придаточными присоединительными
Что это?
Придаточные присоединительные добавляют дополнительную информацию, часто пояснительную или уточняющую.
Пример:
Вылет самолёта задерживался, что беспокоило пассажиров.
(Придаточное поясняет, что вызвало беспокойство.)