Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:
- Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
- Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
- Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
- Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
- Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.
В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 168 Бархударов — Подробные Ответы
168. Прочитайте. К какому функционально-смысловому типу речи можно отнести этот текст? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите тип сложных предложений.
Звёзды ещё сверкали остро и холодно³ но небо на восток.. уже стало светлеть. Деревья (по)немногу выступали из тьмы¹. Вдруг¹
по в..ршинам их прошёлся сильный свежий ветер. Лес сразу ожил зашумел полн..звчно и звонко. Св..стящим ш..потом перекликнулись между собой столетние сосны и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоже(н, нн)ых ветвей.
Ветер стих вн..запно как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оц..пении. Сразу стали слышны все предутре(н, нн)ие лесные звуки жадная грызня волков на соседней поляне осторожное тявкан(?)е лисиц и первые ещё (не)увере(н, нн)ые удары проснувшегося дятла раздававшиеся в тишине леса так музыкально буд(то) долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки. <…>
(По)тому как побагровев засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей угадывалось что поднялось солнце…
(Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»)
Тип речи – описание.
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. (ССП) Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. (ССП)
Ветер стих внезапно, как и налетел. (СПП с придаточным сравнения) Деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, еще неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки. (СПП с придаточным мер и степени и следствия)
По тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце… (СПП с придаточным изъяснительным
(Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»)
Тип функционально-смысловой речи
Текст относится к описанию. Это видно из того, что в тексте подробно описывается картина природы: звёзды, небо, ветер, деревья, звуки леса — всё это создаёт образ, который читатель может представить.
Текст:
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. (ССП)
Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. (ССП)
Ветер стих внезапно, как и налетел. (СПП с придаточным сравнения)
Деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, еще неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки. (СПП с придаточным меры и степени и следствия)
По тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце… (СПП с придаточным изъяснительным)
Разбор по предложениям:
1. «Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.»
- Тип предложения: сложносочинённое (ССП)
- Объяснение: две части соединены союзом «но», каждая часть — самостоятельное предложение.
2. «Свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.»
- Тип: сложносочинённое предложение (ССП)
- Объяснение: части соединены союзом «и», равноправные по смыслу.
3. «Ветер стих внезапно, как и налетел.»
- Тип: сложноподчинённое предложение (СПП) с придаточным сравнительным
- Объяснение: придаточное предложение «как и налетел» сравнивает действие «ветер стих» с предыдущим действием «налетел».
4. «Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, еще неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.»
- Тип: сложноподчинённое предложение (СПП) с придаточным меры и степени и следствия
- Объяснение: придаточное «будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки» поясняет, насколько музыкально звучали удары дятла.
5. «По тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце…»
- Тип: сложноподчинённое предложение (СПП) с придаточным изъяснительным
- Объяснение: придаточное «что поднялось солнце» объясняет, что именно угадывалось; придаточное «как… засветились…» — придаточное образа действия (объясняет способ угадывания).
Русский язык