Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:
- Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
- Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
- Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
- Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
- Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.
В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 105 Бархударов — Подробные Ответы
105. Найдите придаточные предложения и укажите, союз или союзное слово в них употребляется. Как вы обоснуете свой выбор? Какими членами предложения являются союзные слова в придаточных? Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
Как вы понимаете лексическое значение выделенного слова? Подберите к нему синонимы. К активному или пассивному запасу языка оно относится?
1) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. (Д. Мамин-Сибиряк) 2) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я. (И. Тургенев) 3) Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максимыча. (М. Лермонтов) 4) Ясно было, что старика огорчало небрежение Печорина. (М. Лермонтов) 5) Часа через три, когда всё на пристани умолкло, я разбудил своего казака. (М. Лермонтов) 6) Если я выстрелю из пистолета, то беги на берег. (М. Лермонтов) 7) Я мог хорошо видеть с утёса всё, что внизу делалось. (М. Лермонтов) 8) Что сталось со старухой и с бедным слепым, не знаю. (М. Лермонтов) 9) Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван. (М. Лермонтов) 10) Мне показалось, что кто-то в белом сидел на берегу. (М. Лермонтов)
- В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые (союзное слово) с печальным криком полетели дальше. (Д. Мамин-Сибиряк)
- Я сказал мальчикам, что (союз) заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я. (И. Тургенев)
- Уже было поздно и темно, когда (союз) я снова отворил окно и стал звать Максимыча. (М. Лермонтов)
- Ясно было, что (союз) старика огорчало небрежение Печорина. (М. Лермонтов)
- Часа через три, когда (союз) всё на пристани умолкло, я разбудил своего казака. (М. Лермонтов)
- Если (союз) я выстрелю из пистолета, то беги на берег. (М. Лермонтов)
- Я мог хорошо видеть с утёса всё, что (союзное слово) внизу делалось. (М. Лермонтов)
- Что (союзное слово) сталось со старухой и с бедным слепым, не знаю. (М. Лермонтов)
- Когда (союз) же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван. (М. Лермонтов)
- Мне показалось, что (союз) кто-то в белом сидел на берегу. (М. Лермонтов)
Урочный — определённый, обычный, привычный. Относится к пассивному запасу языка. Синонимы: постоянный, обыденный.
Союзные слова — это слова, которые выполняют функцию подчинительных союзов, но при этом являются самостоятельными частями речи (местоимениями или наречиями). К ним можно задать вопрос, они являются членами предложения, их нельзя изъять из предложения без изменения смысла, на них может падать логическое ударение.
Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей — союзные слова и не могут быть союзами.
Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами.
К союзам нельзя задать вопрос, они не являются членами предложения, часто (но не всегда!) их можно изъять из предложения, на них не может падать логическое ударение.
Союзы и союзные слова:
1. Союзы
- Что такое союз?
Союз — это служебная часть речи, которая связывает части сложноподчинённого предложения, не являясь при этом членом предложения. - Особенности союзов:
- На союз нельзя задать вопрос.
- Союз не является членом предложения, то есть не выполняет синтаксической функции (не подлежащее, не сказуемое и т.д.).
- Союз можно часто (но не всегда) изъять из предложения без изменения смысла.
- На союз не может падать логическое ударение.
- Примеры союзов:
- что (в значении союза), когда, если и др.
- Пример из текста:
- Я сказал мальчикам, что заблудился. — союз «что» связывает части, на него нельзя задать вопрос, оно не член предложения.
2. Союзные слова
- Что такое союзное слово?
Союзные слова — это слова, которые одновременно выполняют функцию подчинительного союза и являются самостоятельными частями речи (местоимениями или наречиями). - Особенности союзных слов:
- На союзное слово можно задать вопрос.
- Союзное слово является членом предложения (например, подлежащим, дополнением).
- Союзное слово нельзя изъять из предложения без изменения смысла.
- На союзное слово может падать логическое ударение.
- Примеры союзных слов:
- который, кто, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, какой, чей и др.
- Пример из текста:
- В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. — союзное слово «которые» можно заменить вопросом «какие?», оно является членом предложения (подлежащим).
3. Особый случай — слова, которые могут быть и союзами, и союзными словами
- Что, как, когда — эти слова могут выступать и в роли союзов, и в роли союзных слов, в зависимости от контекста.
- Пример:
- Союз: Я сказал, что заблудился. (союз, нельзя задать вопрос)
- Союзное слово: Я видел то, что случилось. (союзное слово, можно задать вопрос «что?»)
Таблица различий
Признак | Союз | Союзное слово |
---|---|---|
Можно ли задать вопрос? | Нет | Да |
Является ли членом предложения? | Нет | Да |
Можно ли изъять без изменения смысла? | Часто можно (не всегда) | Нет |
Может ли на него падать логическое ударение? | Нет | Да |
Части речи | Служебная | Местоимение или наречие |
Примеры | что, когда, если | который, кто, где, куда, почему |
1) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
- Придаточное: которые с печальным криком полетели дальше
- Союзное слово: которые (относительное местоимение)
- Обоснование: «которые» заменяет подлежащее в придаточном предложении, является членом предложения (подлежащим).
- Член предложения: подлежащее.
2) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я.
- Придаточные:
- что заблудился
- откуда я
- Союзы/союзные слова:
- что (союз)
- откуда (союзное слово — местоимённое наречие)
- Обоснование:
- «что» — союз, связывает придаточное с главным, не является членом предложения.
- «откуда» — союзное слово, выполняет функцию обстоятельства места в придаточном.
- Члены предложения:
- «что» — союз, не член предложения
- «откуда» — обстоятельство.
3) Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максимыча.
- Придаточное: когда я снова отворил окно и стал звать Максимыча
- Союз: когда (временный союз)
- Обоснование: союз связывает придаточное время с главным предложением, не является членом предложения.
- Член предложения: союз, не член.
4) Ясно было, что старика огорчало небрежение Печорина.
- Придаточное: что старика огорчало небрежение Печорина
- Союз: что
- Обоснование: союз связывает придаточное с главным, не член предложения.
- Член предложения: союз, не член.
5) Часа через три, когда всё на пристани умолкло, я разбудил своего казака.
- Придаточное: когда всё на пристани умолкло
- Союз: когда
- Обоснование: временной союз, не член предложения.
- Член предложения: союз, не член.
6) Если я выстрелю из пистолета, то беги на берег.
- Придаточное: если я выстрелю из пистолета
- Союз: если (условный)
- Обоснование: союз связывает условное придаточное с главным, не член предложения.
- Член предложения: союз, не член.
7) Я мог хорошо видеть с утёса всё, что внизу делалось.
- Придаточное: что внизу делалось
- Союзное слово: что (относительное местоимение)
- Обоснование: «что» заменяет прямое дополнение, является членом предложения (подлежащим или дополнением).
- Член предложения: дополнение.
8) Что сталось со старухой и с бедным слепым, не знаю.
- Придаточное: что сталось со старухой и с бедным слепым
- Союзное слово: что (относительное местоимение)
- Обоснование: «что» — подлежащее в придаточном.
- Член предложения: подлежащее.
9) Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван.
- Придаточное: когда же на запад умчался туман
- Союз: когда
- Обоснование: временной союз, не член предложения.
- Член предложения: союз, не член.
10) Мне показалось, что кто-то в белом сидел на берегу.
- Придаточное: что кто-то в белом сидел на берегу
- Союз: что
- Обоснование: союз связывает придаточное с главным, не член предложения.
- Член предложения: союз, не член.
Лексическое значение выделенного слова «придаточные»
- Значение: предложения, которые зависят от главного предложения, дополняют его смысл и связаны с ним с помощью союзов или союзных слов.
- Синонимы: зависимые предложения, подчинённые предложения.
- Относится к активному словарному запасу, так как это термин, используемый в учебной деятельности и при анализе речи.
Лексическое значение слова «урочный»
- Значение: определённый, установленный по времени, привычный, обычный.
- Относится к пассивному словарному запасу, то есть это слово не часто употребляется в повседневной речи, но известно и используется при необходимости.
- Синонимы: постоянный, обыденный, установленный, регламентированный.
- Пример использования: «урочный срок», «урочное время» — время, установленное законом или традицией.
Русский язык