Учебник русского языка для 9-го класса под авторством Бархударова — это современное и хорошо структурированное пособие, которое помогает школьникам углубить свои знания в области родного языка. Этот учебник отличается не только содержательной насыщенностью, но и удобной подачей материала, что делает процесс изучения русского языка интересным и эффективным.
Основные достоинства учебника можно выделить в следующем списке:
- Чёткая структура и логика подачи материала — каждый раздел плавно переходит в следующий, что облегчает усвоение знаний.
- Разнообразие упражнений — от простых заданий на закрепление до творческих работ, развивающих мышление.
- Современные примеры и тексты — делают обучение актуальным и интересным.
- Подробные объяснения правил — помогают понять не только что делать, но и почему.
- Разделы для самопроверки — позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и выявить пробелы.
В целом, учебник Бархударова — это отличный помощник для девятиклассников, стремящихся не просто выучить правила, а действительно полюбить и понять русский язык. Он способствует развитию критического мышления и творческих способностей, что особенно важно в современном образовательном процессе.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 103 Бархударов — Подробные Ответы
103. Прочитайте и сравните два предложения. Разберите придаточные по членам предложения. Является ли слово что членом 1-го придаточного предложения? А 2-го? Можно ли слово что в 1-м и во 2-м придаточных считать одной частью речи, или это слова, относящиеся к разным частям речи? Укажите к каким. Падает ли логическое ударение на что в 1-м предложении; во 2-м?
1) Я не знал, что он собирается делать уроки.
2) Я не знал, что он собирается делать.
К какому выводу вы пришли?
Познакомьтесь с представленной ниже информацией. Совпадает ли с ней ваш вывод?
I. В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как, хотя и др.) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.), находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, например:
1) Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда (союз) я въехал в Койшаурскую долину. (М. Лермонтов)
2) В старой большой гостинице на просторной площади, где (союзн. сл.) было тихо и пусто, гостей не ждали. (И. Бунин)
Союзы не являются членами придаточного предложения, а союзные слова являются.
Сравните: 1) Движение катеров прекратится, если шторм усилится (союз если связывает придаточное предложение с главным, сам не является членом предложения). 2) Мы увидели новый дом, который (= дом) строители недавно сдали в эксплуатацию (союзное слово который прикрепляет придаточное предложение к слову дом в главном и является дополнением в придаточном предложении).
Примечание. Среди союзных средств выделяются три группы: 1) слова, которые всегда являются союзными словами. Это местоимения и наречия (кто, какой, который, чей; где, куда, откуда; почему, зачем; сколько, насколько); 2) слова, которые всегда являются союзами (если, так что, хотя, потому что, так как, пока и др.); 3) слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово (что, когда, как).
- Я не знал, что он собирается делать уроки. (Что — союз, членом предложения не является, логическое ударение на него не падает).
- Я не знал, что он собирается делать. (Что — союзное слово, местоимение, является дополнением, на него падает логическое ударение).
1) Я не знал, что он собирается делать уроки.
- «что» здесь — союз.
- Союз — это служебная часть речи, которая связывает части сложноподчинённого предложения.
- В данном предложении «что» вводит придаточное предложение «он собирается делать уроки».
- «что» не является членом предложения, то есть оно не выполняет функцию подлежащего, дополнения или определения.
- На слово «что» не падает логическое ударение, потому что оно служит только для связи частей предложения, а не несёт смысловой нагрузки.
- Если убрать слово «что», предложение потеряет связь между главной и придаточной частью и станет бессмысленным.
2) Я не знал, что он собирается делать.
- Здесь слово «что» — союзное слово, местоимение.
- Союзное слово — это слово, которое одновременно связывает части сложноподчинённого предложения и выполняет роль одного из членов придаточного предложения.
- В данном случае «что» заменяет собой дополнение (то есть отвечает на вопрос «что?»).
- «Что» является членом предложения — дополнением в придаточном.
- На слово «что» падает логическое ударение, так как оно несёт смысловую нагрузку (указывает на то, что именно он собирается делать).
- Можно задать вопрос: «Я не знал что?» — «что он собирается делать». Здесь «что» — вопросительное местоимение, которое заменяет дополнение.
Итог:
№ | «Что» в предложении | Роль «что» | Логическое ударение | Член предложения |
---|---|---|---|---|
1 | Союз | Связка частей предложения | Нет | Нет |
2 | Союзное слово (местоимение) | Дополнение в придаточном | Да | Да (дополнение) |
Русский язык