ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 413 Бархударов — Подробные Ответы
413. Изложение. Прочитайте текст. Определите тип речи. Какие приёмы используются для характеристики Суворова? Составьте план текста. Подготовьтесь к изложению по этому тексту. Выпишите предложения с обособленными членами. Объясните значение выделенных слов.
Суворов
Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. Лицо его отличалось чрезвычайной выразительностью. Лоб — высокий, глаза — большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. Вся фигура, взгляд, слова, движения — всё отличалось живостью и проворством; не было той солидности и важности, которые его современники привыкли считать обязательным признаком крупного деятеля.
Во всех своих привычках Суворов был необыкновенно скромен. Не говоря уже о предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, — он лишал себя даже элементарного комфорта. Спал на покрытой простыней охапке сена, укрываясь вместо одеяла плащом. Вставал в 4 часа утра, причём слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. Шубы, перчаток никогда не носил. Ездил всегда в простой таратайке, пользовался самой простой мебелью. Пуще всего боялся изнеженности. «Чем больше удобства, тем меньше храбрости», — говаривал Суворов. Он считал необходимым поддерживать физическую и духовную стороны человека в постоянной готовности к лишениям и опасности.
Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. Он изучил математику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким и финским языками; был основательно знаком с древней и новой литературой. Военная эрудиция его была изумительна. Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. Ум Суворова не знал отдыха. Страстная любознательность сочеталась в нём с огромной жаждой деятельности. «Истинно не могу утолить пожара в душе моей!» — воскликнул однажды Суворов.
Военное дарование — та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. Суворов ещё при жизни стал легендой. Он со своими «чудо-богатырями» не знал поражений. Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека.
(По А. Осипову)
План текста «Суворов»:
- Выразительная внешность Суворова.
- Скромность и аскетизм образа жизни полководца.
- Широкая эрудиция, любознательность и жажда деятельности.
- Военное дарование Суворова.
Приёмы, применённые для характеристики Суворова:
- выразительные эпитеты и прилагательные в превосходной степени или близкие по значению, синонимичные (чрезвычайный, высокий, большой, необычайно, постоянно, один из наиболее образованных, изумительная эрудиция, не знал отдыха, страстная любознательность, огромная жажда деятельности, ярко проявилась интеллектуальная и волевая сила);
- приёмы противопоставления (живость и проворство — солидность и важность; скромность — роскошь; нежность — храбрость; жажда деятельности — отдых; военный талант — поражение);
- бессоюзные перечисления (в описании внешности, привычек и знаний) придают тексту динамичность и насыщенность;
- повторы (простая таратайка, простая мебель; вся фигура, во всех привычках, все военные книги);
- просторечные выражения (охапка сена, таратайка, тащить, пуще, говаривал);
- возвышенная лексика (деятель, проштудировал, страстный, жажда, истинно, душа, дарование, мощь, легенда, чудо-богатыри).
Предложения с обособленными членами:
- Лоб — высокий, глаза — большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. (Обособленное определение.)
- Не говоря уже о предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, он лишал себя даже элементарного комфорта. (Обособленное обстоятельство.)
- Спал на покрытой простыней охапке сена, укрываясь вместо одеяла плащом. (Обособленное обстоятельство.)
- Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. (Обособленное определение.)
Тип речи: описание.
Эрудиция — широкий кругозор, глубокие знания.
Проштудировал — внимательно и тщательно изучил.
Любознательность — стремление к приобретению знаний.
Интеллектуальная — связанная с умственной деятельностью.
1. Тип речи
Описание — текст подробно и обстоятельно характеризует внешность, привычки, умственные и личностные качества Суворова. В нем нет повествования о событиях или рассуждений, а именно описание человека и его образа жизни.
2. Приёмы, используемые для характеристики Суворова
- Эпитеты — образные определения, которые подчёркивают особенности героя: «чрезвычайная выразительность», «высокий лоб», «страстная любознательность», «военная эрудиция изумительна».
- Перечисления — помогают раскрыть многообразие качеств и привычек: «математику, историю, географию», «немецким, французским, итальянским… языками», «картинах, дорогих сервизах, нарядах».
- Обособленные члены предложения — выделяют важные детали, делают описание более выразительным.
- Цитаты — слова Суворова («Чем больше удобства, тем меньше храбрости», «Истинно не могу утолить пожара в душе моей!») раскрывают его мировоззрение и характер.
- Контраст — противопоставление привычек Суворова и его современников, например, его скромности и отказа от роскоши на фоне общепринятых тогда стандартов.
- Метафоры и сравнения — «чудо-богатыри» — метафорическое выражение, подчеркивающее силу и мастерство его воинов.
- Конкретные детали — описание внешности (рост, фигура, глаза), быта (сон на сене, отсутствие шубы), образования (изученные науки и языки).
3. План текста
I. Внешний облик Суворова:
- Невысокий рост, сухощавость, сутулость.
- Выразительное лицо: высокий лоб, большие голубые глаза, полный энергии взгляд.
- Живость и проворство в движениях и речи, отсутствие солидности.
II. Привычки и образ жизни:
- Скромность во всем.
- Отказ от роскоши и комфорта.
- Режим дня: вставал в 4 утра, спал на сене, не носил шуб и перчаток.
- Мнение о вреде изнеженности и важности готовности к лишениям.
III. Образование и умственные способности:
- Изучение множества наук: математика, история, география.
- Владение несколькими иностранными языками.
- Глубокое знакомство с литературой.
- Постоянное стремление к знаниям и активности.
IV. Военное дарование и личностные качества:
- Интеллектуальная и волевая мощь.
- Легендарный статус при жизни.
- Неизменная победа с войсками — «чудо-богатырями».
- Память о нём сохраняется в России.
4. Предложения с обособленными членами предложения
- Лоб — высокий, глаза — большие, голубые, искрившиеся умом и энергией.
Здесь обособлены определения, которые уточняют черты лица. - Вся фигура, взгляд, слова, движения — всё отличалось живостью и проворством;
Обособленное приложение «вся фигура, взгляд, слова, движения» выделяет части тела и поведения. - Не говоря уже о предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, — он лишал себя даже элементарного комфорта.
Обособленное уточнение с перечислением предметов роскоши. - Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников.
Обособленный деепричастный оборот «начиная с древних авторов…» уточняет, какие книги он изучал.
5. Объяснение значения выделенных слов
- Эрудиция — обширные знания в различных областях, широкий кругозор. В тексте подчёркивается, что Суворов был очень образованным человеком.
- Проштудировал — тщательно и внимательно изучил, прочитал с большим вниманием.
- Любознательность — стремление узнавать новое, интерес к знаниям и открытиям.
- Интеллектуальная — относящаяся к умственной деятельности, умственная сила и способности.